Ни законсервировать, ни построить...
Арбитражный суд области отказал управлению капитального строительства администрации Челябинска в удовлетворении иска на 348 миллионов рублей к строителю метро - ЗАО «Ингеоком».
Напомним, эта московская фирма в 2009 году выиграла муниципальные конкурсы на возведение станции «Комсомольская площадь», на работы от остановки «Торговый центр» до «Проспекта Победы». А в 2011 году «Ингеоком» приобрел 25 процентов акций ОАО «Челябметрострой», основными акционерами которого являются администрация Челябинска и министерство промышленности области, и в рамках заключенного с властями контракта начал прокладывать новые метры подземки.
Контракт в 2012 году закончился, но компания продолжала работать, точнее, ожидать финансирования. Городские власти потребовали в суде расторгнуть договор с «Ингеокомом», так как, по мнению мэрии, он не соблюдает сроки возведения первого пускового участка подземки. Фирма, считают чиновники, нарушила обязательства по двум контрактам, заключенным 5 октября 2009 года. Частник, в свою очередь, заявил о недостатке госфинансирования и отказался платить неустойку в 348 миллионов. Последняя рассчитана с октября 2012-го по март 2013 года.
В «Ингеокоме» ссылаются на то, что свои обязательства в рамках существовавшего на тот момент финансирования они выполнили и даже вложили собственные средства для продолжения работ. Как известно, метростроители начали сооружать первый пусковой участок метрополитена от «Тракторозаводской» до «Парка Победы».
Вот этот спор и решался в суде, закрытом для прессы и общественности. Никакие гостайны там не разглашали, но администрация Челябинска настояла на режиме секретности.
После отказа в суде власти Челябинска заявили, что теперь пойдут на мировое соглашение с «Ингеокомом», уладят кое-какие технические моменты и объявят новый конкурс на генподрядчика метро. В новом тендере ОАО «Челябметрострой» и ЗАО «Ингеоком» вновь могут претендовать на генеральный контракт.
Строительство метро в Челябинске фактически остановилось после смерти бывшего главы области Петра Сумина, который активно способствовал поступлению средств из федерального бюджета. Нынешний губернатор Михаил Юревич изначально был против возведения подземки в нынешнем варианте.
- Еще в 2005 году, будучи мэром Челябинска, я приходил с этим вопросом к губернатору, предлагал все подсчитать, подумать над вариантом наземного метро, так называемых скоростных трамваев, но тогда царило шапкозакидательское настроение: «Построим любыми путями», никто не считал, сколько это будет стоить, - рассказал Юревич. - В итоге возвели несколько тоннелей, а деньги кончились. Даже когда метро будет запущено, оно станет приносить муниципальному бюджету одни убытки. Чтобы оно стало востребованным, а значит, рентабельным, нужна разветвленная сеть станций, большая протяженность веток. А тот отрезок, который сейчас строится (Комсомольская площадь - площадь Революции - торговый центр - проспект Победы), очень маленький.
Чтобы люди массово пользовались метро, нужно, чтобы на нем можно было без проблем уехать хотя бы с конца северо-запада до центра. А такого направления даже в планах нет! Сейчас эти ямы нельзя просто так бросить, нужно поддерживать их в технически пригодном состоянии. Если эту дыру консервировать, то не просто грунтом, а бетонировать, чтобы не допустить воды, образования подземных рек. Засыпать все тоннели, по предварительным подсчетам, стоит около 8 миллиардов, а чтобы закончить начатое, нужно минимум 30-36 миллиардов рублей.
Такое финансирование не по карману бюджету региона. Ситуацию может разрешить только вмешательство федерального центра с соответствующим финансированием.
- По сути, челябинское метро находится в замороженном состоянии, в наших силах только поддерживать уже возведенные тоннели и очень медленно вести небольшое строительство, - отмечает губернатор. - Даже если наша экономика покажет рост в пять-семь процентов, завершение строительства займет не меньше 20-30 лет. А пока и финала не видно, и финансирования нет.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве