На Южном Урале начинаются проблемы экономического роста

На Южном Урале начинаются проблемы экономического роста

На Южном Урале начинаются проблемы экономического роста. Компании из разных отраслей активировались в борьбе за деньги одних и тех же покупателей. На всех покупательского спроса не хватит. Это значит, что определенным бизнесменам придется снижать цены или же уходить с рынка.

Как строители автодилеров «обобрали»

В прошлом году Челябинская область установила рекорд по продаже новых автомобилей. Было реализовано почти 76,8 тысяч новых автомобилей. Это больше, чем в 2008 году, на 850 единиц (2008 - 75 тысяч; 2009 - 26 тысяч). А могло быть продано намного больше!

- В Челябинске произошла перекачка финансовых средств на жилищный рынок, - говорит руководитель Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. - В прошлом году на рынке недвижимости в области было заключено 70 тысяч сделок стоимостью более одного миллиона рублей. Это 70 тысяч новых автомобилей, которые не были реализованы.

Главная причина, по которой 70 тысяч челябинцев отдали предпочтение объектам недвижимости - это изменение ментальности. Раньше покупали «хотя бы машину» при недоступной ипотеке и заоблачных ценах на жилье. Молодым людям казалось, что им никогда не накопить даже на самую маленькую квартиру. Сегодня квартира-студия сопоставима по цене с хорошим автомобилем.

- Тридцатилетние начинают думать, что купят квартиру-студию и сдадут ее в наем за 12-13 тысяч в месяц. Поэтому новый автомобиль им уже не нужен: лучше ездить на старом, - комментирует Александр Рулевский. - Через несколько лет они хотят студию продать, а поскольку она вырастет за это время в цене, потом хватит на новый автомобиль. Эта логика для автомобильной отрасли нехорошая. Но рынок строительства жилья растет на 150 процентов. Многие люди покупают вторую, третью квартиру с целью перепродажи.

Ситуация в автомобильной сфере усугубляется насыщением спроса. Если в начале 2012 года места на автомобильном рынке хватало всем, то сейчас, чтобы выполнить план по продаже автомобилей, нужно отобрать покупателей у конкурентов. Ведь в Челябинске на один миллион 150 тысяч жителей зарегистрировано около 400 тысяч автомобилей. Средняя семья на Урале состоит из 3,1 человека. Выходит, что в городе один автомобиль на семью.

Раньше продавец автомобилей был «выдавальцем» и «топтуном». Сейчас он вынужден становиться продавцом в полном смысле этого слова, то есть конкурировать с другими автоцентрами по качеству обслуживания. Это требует дополнительных затрат, а «входной билет» на рынок и без того не дешевый. Для того чтобы начать торговать машинами на рынке Екатеринбурга, нужно израсходовать порядка 12 миллионов долларов. В Челябинске - порядка восьми-девяти миллионов долларов.

Стандарты дилерских центров, которые задают заграничные заводы для России, очень высокие и очень дорогие. Это не Испания или Франция, где можно увидеть рядом с хлебным магазином «закуток», в котором стоят две машины. У нас требуют не менее двух-четырех тысяч квадратных метров площади и даже заставляют дилеров перекладывать на полу «поперек, а не вдоль» уложенную кафельную плитку, приобретать мебель «той фирмы» и пилон ставить только немецкий и только «из той компании». Кроме того, заводы стремятся увеличить число своих дилеров в Челябинске. Это автоматически ведет к снижению продаж в каждой конкретной торговой точке. И на фоне растущих затрат на сервис рентабельность бизнеса падает.

При насыщении первыми страдают бюджетные марки, например, автомобили «Лада». Как объясняет руководитель Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры», уровень покупательской способности у людей, которые приобретают подобные машины, не резиновый. Им сложно приобрести еще один… Этого нельзя сказать о «Мерседесах», которых в 2012 году в Челябинской области было продано больше, чем в Свердловской. Следовательно, пострадать от проблем экономического роста в первую очередь может отечественный автопром. В нем работает 320 тысяч. В сопутствующих отраслях - еще один миллион. Только в челябинских автоцентрах вкалывает несколько тысяч человек…

Ситуацию спасет «Заозерье»

Уже в этом году в Челябинске, по прогнозам Ассоциации, произойдет небольшой спад продаж автомобилей. В лучшем случае будет реализовано столько же, сколько в 2012 году.

Но ситуация на автомобильном рынке не безнадежна. Для примера можно вспомнить Европу, как и Америку, которые давно живут в насыщении. У нас сейчас в стране в среднем порядка 280 автомобилей на тысячу населения. В США уровень в 240 автомобилей на тысячу был достигнут в 1922 году. Но ведь там продаются автомобили, потому что идет смена моделей. Продают старый автомобиль, взамен покупают новый. Можно возразить, дескать, там уровень жизни выше, а машины стоят дешевле. Например «Тойота Лэнд Крузер» в США в пересчете на рубли имеет ценник в 800 тысяч рублей. А у нас?

С другой стороны, есть пример соседнего Екатеринбурга, который хоть и выше по уровню жизни, но хотя бы как-то сопоставим по всем остальным параметрам со столицей Южного Урала. В этом мегаполисе рост продаж железных коней идет за счет того, что люди предпочитают приобретать жилье в прилегающих поселках и деревнях. На работу ездят в город. В Челябинске нет «ближайших деревень», но само жилье уезжает на окраины.

- Новые микрорайоны строятся далеко на периферии. Таким образом, отложенный спрос формируется за счет «Паркового», «Залесья», «Заоозерья», «Заполярья», откуда без машины не выбраться, - комментирует Александр Рулевский. - Вы въехали в микрорайон «Парковый», муж уехал утром на машине, потому что работает на северо-западе, а жена работает еще дальше, и ей ехать нужно тоже. То есть придет осознание того, что опять нужно ужиматься, отказываться от чего-либо и приобретать второй автомобиль. Это объективно приведет к тому что через десять лет в Челябинске придется строить дороги, парковки, подземные стоянки.

Ситуация в российской экономике сейчас пограничная. Она может свалиться в обе стороны. Из кризиса 2008 года мы вышли благодаря автопрому и программам по субсидированию автокредитов и программе утилизации. Стали продавать автомобили - потребовались металл, резина. Всего две недели назад Дмитрий Медведев, будучи в Нижнем Новгороде, сказал, что, по всей видимости, с лета включат очередную программу.

VK31226318