Гордости Южного Урала - Челябинскому тракторному заводу исполнилось 80 лет
31 мая в саду Победы играли оркестры, выступали творческие коллективы, удивляли удалью силачи.
Хотя сегодня предприятие носит несколько иное название - «ЧТЗ-Уралтрак» - и является дочерней компанией корпорации «Уралвагонзавод», словосочетание «Челябинский тракторный» по-прежнему остается синонимом трудового героизма, промышленной мощи периода индустриализации и прорывных технологий.
Много ли в истории мировой индустрии отыщется заводов, награжденных боевыми орденами? А у ЧТЗ их сразу два: орден Кутузова и орден Красной Звезды. Плюс еще шесть государственных знаков отличия, среди которых три высшие награды СССР - орден Ленина. Все по заслугам: за годы Великой Отечественной войны на ЧТЗ был освоен выпуск 13 моделей танков, среди которых легендарные Т-34, ИС и КВ. В общей сложности из Челябинска на фронт ушло 18 тысяч боевых машин! Именно в то время родилось грозное и узнаваемое слово Танкоград, ставшее брендом столицы Южного Урала.
А начиналось все в мае 1929 года, когда Совет народных комиссаров СССР принял постановление о начале строительства на Южном Урале тракторного завода. Сразу же определились: это будет гигант, выпускающий до 40 тысяч гусеничных машин в год.
В августе следующего года на окраине Челябинска заложили фундамент литейного, кузнечного и механосборочного цехов. А торжественный пуск конвейера Челябинского тракторного завода имени Сталина состоялся ровно 80 лет назад, 1 июня 1933 года. Из ворот механосборочного корпуса выехал трактор С-60, который четыре года спустя возьмет Гран-при Парижской технической выставки. Уже к весне 1940 года ЧТЗ отчитался о выпуске 100-тысячной машины.
Свой юбилей предприятие решило отпраздновать в челябинском саду Победы (что уже символично). 31 мая в саду играли оркестры, выступали творческие коллективы, удивляли удалью силачи. Главные аллеи парка были украшены воздушными шарами синего и желтого цветов - фирменный стиль «ЧТЗ-Уралтрака».
Поздравить коллектив с круглой датой приехали глава города Станислав Мошаров и министр промышленности области Егор Ковальчук. Перед главным входом заводчане разместили экспозицию своей продукции: от тракторов-ветеранов С-80 1946 года выпуска до бульдозеров ДЭТ-400 размером с небольшой одноэтажный дом. Вместе с бывшими коллегами технику разглядывал и почетный ветеран ЧТЗ Валентин Ермолаев.
- А вы знаете, я со своим заводом почти ровесник, - рассказывает Валентин Харлампиевич. - ЧТЗ задумали строить в 1929 году, и я с того же года. В общей сложности проработал здесь 58 лет, был технологом, начальником ОТК. Хорошо, что завод дожил до такого солидного возраста, но и грустновато: не тот нынче размах производства, что в мое время.
В истории ЧТЗ немало страниц, на которых можно увидеть слово «впервые». В 1942 году на тракторном впервые в мировой практике всего за один месяц удалось наладить производство нового танка - Т-34. Спустя два года челябинцы первыми в мире запустили конвейер по сборке тяжелых танков модели ИС. А в 1956 году на ЧТЗ (уже носившем к тому времени имя Ленина, а не Сталина) был собран первый образец не имевшего мировых аналогов дизель-электрического трактора ДЭТ-250.
Сегодня Челябинский тракторный - это 13-тысячный коллектив профессионалов, крупная компания по производству внушительной гаммы дорожно-строительной техники, двигателей, запчастей, поставляющихся в десятки стран мира.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве