На Южном Урале начинаются проблемы экономического роста
Компании из разных отраслей активизировались в борьбе за деньги одних и тех же покупателей. На всех спроса не хватит. Это значит, что определенным бизнесменам придется снижать цены или уходить с рынка.
Как строители автодилеров «обобрали»
В прошлом году Челябинская область установила рекорд по продаже новых автомобилей. Было реализовано почти 76,8 тысячи машин. Это больше, чем в 2008 году, на 850 единиц (2008 - 75 тысяч, 2009 - 26 тысяч). А могло быть продано намного больше!
- В Челябинске произошла перекачка финансовых средств на жилищный рынок, - говорит руководитель ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. - В прошлом году на рынке недвижимости в области было заключено 70 тысяч сделок стоимостью более одного миллиона рублей. Это 70 тысяч новых автомобилей, которые не были реализованы.
Главная причина, по которой 70 тысяч челябинцев отдали предпочтение объектам недвижимости, - изменение ментальности. Раньше покупали «хотя бы машину» при недоступной ипотеке и заоблачных ценах на жилье. Молодым людям казалось, что им никогда не накопить даже на самую маленькую квартиру. Сегодня квартира-студия сопоставима по цене с хорошим автомобилем.
- 30-летние начинают думать, что купят квартиру-студию и сдадут ее в наем за 12-13 тысяч в месяц. Поэтому новый автомобиль им уже не нужен: лучше ездить на старом, - комментирует Александр Рулевский. - Через несколько лет они хотят студию продать, а поскольку она вырастет за это время в цене, потом хватит на новый автомобиль. Эта логика для автомобильной отрасли нехорошая. Но рынок строительства жилья растет на 150 процентов. Многие люди покупают вторую, третью квартиру с целью перепродажи.
Ситуация в автомобильной сфере усугубляется насыщением спроса. Если в начале 2012 года места на рынке хватало всем, то сейчас, чтобы выполнить план по продаже машин, нужно отобрать покупателей у конкурентов. В Челябинске на один миллион 150 тысяч жителей зарегистрировано около 400 тысяч автомобилей. Средняя семья на Урале - 3,1 человека. Выходит, в городе одна машина на семью.
Раньше продавец автомобилей был «выдавальцем» и «топтуном». Сейчас он вынужден становиться продавцом в полном смысле этого слова, то есть конкурировать с другими автоцентрами по качеству обслуживания. Это требует дополнительных затрат, а «входной билет» на рынок и без того не дешевый. Чтобы начать торговать машинами на рынке Екатеринбурга, нужно израсходовать порядка 12 миллионов долларов. В Челябинске - около восьми-девяти миллионов долларов.
Стандарты дилерских центров, которые задают заграничные заводы для России, очень высокие и дорогие. Это не Испания или Франция, где рядом с хлебным магазином можно увидеть «закуток», в котором стоят две машины. У нас требуют не менее двух-четырех тысяч квадратных метров площади и даже заставляют дилеров перекладывать на полу «поперек, а не вдоль» уложенную кафельную плитку, приобретать мебель «той фирмы» и пилон ставить только немецкий и «из той компании». Кроме того, заводы стремятся увеличить в Челябинске число своих дилеров. Это автоматически ведет к снижению продаж в каждой торговой точке. На фоне растущих затрат на сервис рентабельность бизнеса падает.
При насыщении первыми страдают бюджетные марки, например, автомобили «Лада». Как поясняет руководитель Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры», уровень покупательской способности у людей, которые приобретают подобные машины, не резиновый. Им сложно купить еще один… Этого нельзя сказать о «Мерседесах», которых в 2012 году в Челябинской области было продано больше, чем в Свердловской. Следовательно, пострадать от проблем экономического роста в первую очередь может отечественный автопром. В нем работает 320 тысяч человек. В сопутствующих отраслях - еще один миллион. Только в челябинских автоцентрах вкалывает несколько тысяч человек…
День рожденияСитуацию спасет «Заозерье»
Уже в этом году в Челябинске, по прогнозам ассоциации, произойдет небольшой спад продаж автомобилей. В лучшем случае будет реализовано столько же, сколько в 2012 году. Но ситуация на рынке не безнадежна. Для примера можно вспомнить Европу и Америку, которые давно живут в насыщении. У нас в стране в среднем порядка 280 автомобилей на тысячу населения. В США уровень в 240 автомобилей на тысячу был достигнут в 1922 году. Но ведь там покупают автомобили, потому что идет смена моделей. Продают старый автомобиль, взамен приобретают новый. Можно возразить, дескать, там уровень жизни выше, а машины стоят дешевле. Например «Тойота Лэнд Крузер» в США в пересчете на рубли имеет ценник в 800 тысяч рублей. А у нас?
С другой стороны, есть пример соседнего Екатеринбурга, который хоть и выше по уровню жизни, но по всем остальным параметрам сопоставим со столицей Южного Урала. В этом мегаполисе рост продаж железных коней идет за счет того, что люди предпочитают приобретать жилье в прилегающих поселках и деревнях. На работу ездят в город. В Челябинске тоже есть «ближайшие деревни» и само жилье уезжает на окраины.
- Новые микрорайоны строятся далеко на периферии. Отложенный спрос формируется за счет «Паркового», «Залесья», «Заоозерья», «Заполярья», откуда без машины не выбраться, - комментирует Александр Рулевский. - Вы заселились в микрорайон «Парковый», муж утром уезжает на машине, потому что работает на северо-западе, а у жены служба еще дальше, ей нужно тоже ехать. То есть придет осознание, что опять нужно ужиматься, отказываться от чего-либо и приобретать второй автомобиль. Это объективно приведет к тому что через десять лет в Челябинске придется строить дороги, парковки, подземные стоянки.
Ситуация в российской экономике сейчас пограничная. Она может свалиться в обе стороны. Из кризиса 2008 года мы вышли благодаря автопрому и программам по субсидированию автокредитов и утилизации. Стали продавать автомобили - потребовались металл, резина. Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев сказал, что, по всей видимости, с лета включат очередную автопрограмму.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве