Скоропалительным оказалось заявление Михаила Юревича о том, что уголь в Челябинской области больше не добывают
Последнее угледобывающее предприятие региона - разрез «Коркинский» по-прежнему выдает на гора «черное золото» и постепенно готовится к консервации.
Во время недавнего визита в Челябинск на разрезе «Коркинском» побывал заместитель министра энергетики России Анатолий Яновский. Он одобрил уже ведущиеся работы по рекультивации гигантского карьера, сопоставимого по объему с двадцатью Шершневскими водохранилищами. Генеральный директор Челябинской угольной компании Валерий Кальянов смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом:
- Минэнерго России рекомендовало нам подготовить программу работы до 2017 года, где максимально оптимизированы расходы, учтены укрепление бортов и прибортовых зон. По плану до 2017 года мы должны добыть 2575 тонн товарного угля в соответствии с качественными параметрами, которые требуют от нас энергетики. Времена меняются, приходят новые технологии. При сжигании твердого топлива в кипящем слое можно снизить зольность и калорийность, тогда мы сможем проработать еще не менее 15 лет.
- Валерий Анатольевич, в любом случае работа на ближайшие пять лет предприятию гарантирована.
- Конечно. Тем более что мы не можем закрыть разрез просто так, обязательно нужен научно обоснованный проект. Нам в карьер уже собираются свозить шлаки Троицкой ГРЭС и отходы медной компании, но ведь это тоже должно быть оговорено в проекте. Пока до горизонта 570 метров мы работаем по проекту, утвержденному в 1986 году. Там есть раздел «Рекультивация», он не утратил актуальности. Понятно, с тех пор многое изменилось (в политике, социальной жизни), но только не технические параметры карьера. К консервации готовимся уже примерно полтора года: убираем не нужное оборудование, образуем внутренние отвалы там, где рекомендует наука.
- С финансами у вас непросто?
- По горному делу разрез работает даже в убыток. Зарабатываем за счет того, что сдаем в аренду различные помещения, есть прочие дополнительные доходы. В итоге сводим концы с концами. Принимаем радикальные меры, с начала года в угольной компании сокращено почти 400 человек, в основном за счет естественного оттока. Непосредственно на добыче угля сейчас занято 340 горняков.
Зато мы привлекли подрядчиков, на перевозке угля в карьере. Это фирма «Лидер-Строй», использующая горняков из Казахстана. Время показало, что на карьерных самосвалах и гидравлической технике они справляются лучше, чем местные.
Боремся с затратами электроэнергии, с лишними площадями (цеха и административное здание вскрышного комплекса проданы на стройматериалы).
Но умирать не собираемся: привели в порядок производственную площадку разреза «Коркинский», отремонтировали административное здание, душевые для горняков. Пусть зарплаты у нас не самые большие, зато у предприятия нет никаких кредиторских задолженностей. Все не так плохо - нам дешевле работать, чем не работать.
- Ремонт на разрезе отличный. А что с шахтой «Коркинской»?
- Она законсервирована, с мая 2013 года добыча не ведется. Надо сократить коллектив в сто человек. Пока все необходимые выплаты шахтерам лежат на нас тяжким экономическим бременем.
- Но ведь закрывать разрез тоже недешевое удовольствие.
- Специалисты из Петербурга дали экспертную оценку по ликвидации разреза «Коркинский». Стоить это будет 26 миллиардов рублей, а по времени, если делать по всем правилам, займет около 16 лет. Они предлагают засыпать часть разреза, укрепить борта и подтопить грунтовыми водами примерно до 350 метров от поверхности.
- Прошлым летом всех напугал большой оползень, нависший над разрезом со стороны центра Коркино. Он опасен?
- Оползень обрел четкий контур. Стало ясно, что он разделил разрез ровно на две половины. В опасную часть мы – горняки - не ходим и приняли меры, чтоб там не работать.
Городу оползень не угрожает, его проявления начинаются с минусовой отметки в районе западного ствола, а выше нет ни трещинки. Там проходит нагорная канава, если бы трещины были, вода бы просочилась. Откуда оползень? Возможно, что-то нарушили при прокладке ствола в 60-х годах прошлого века, потом еще возвели бункера в этом месте.
Сейчас планируем заключать договор о подготовке проекта ликвидации с головным ВНИМИ в Петербурге. Это единственный в России институт, занимающийся устойчивостью бортов карьеров. Проекту будут предшествовать долгие наблюдения (около года) в прибортовой зоне (километр и более).
- Какое впечатление от разреза у Анатолия Яновского?
- Прежде всего, он и его специалисты подтвердили, что мы идем верным путем. Яновский - первый большой чиновник, который объехал вокруг всего разреза. Побывал на «путинской» площадке, на вскрыше, со стороны Второго участка, посмотрел на борта, заросшие лесом. Мы рассказали ему про грибы, куропаток и лис, которые обжили места, где нет горных работ.
- Деревья и грибы в разрезе видела, а остальное - не шутка?
- Нет. Зимой куропатки взлетают из снега, такая красота! Последнее слово в проекте рекультивации разреза - за учеными, но считаю, укреплять борта карьера надо нашей, родной породой из коркинских отвалов, а не везти со всей области шлак, пыль, щелочные отходы.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве