Магнитогорские предприниматели не желают «ловиться» в федеральные торговые сети

Магнитогорские предприниматели не желают «ловиться» в федеральные торговые сети

Руководитель АНО «Родной город» Владимир Ишимов инициировал в городе металлургов необычную акцию.

Это встреча местного бизнес-сообщества, специализирующегося на торговле продовольственными товарами, с уполномоченным по правам предпринимателей Челябинской области, представителем Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы, работниками соответствующих управлений администрации города и журналистами.

Темой беседы стало соблюдение законодательства в отношении федеральных и торговых сетей и защита интересов магнитогорских предпринимателей. Речь шла о том, что сетевики душат мелкий бизнес, заставляя его сворачивать торговлю.

Сразу же оговоримся: региональный омбудсмен по правам бизнеса на встречу не прибыл, не участвовали в прениях и чиновники горадминистрации. Основными цифрами оперировал Владимир Ишимов.

Со ссылкой на данные доклада начальника управления экономики администрации Магнитогорска Галины Калининой, прозвучавшего на координационном совете в администрации города, он сообщил: всего на территории Магнитогорска работают 312 магазинов. Однако в базе системы «Дубль-Гис» их с учетом мелкорозничной торговли еще более 350-ти.

Ишимов сообщил, что АНО «Родной город» направляло запрос в Челябинское управление Федеральной антимонопольной службы по поводу соблюдения в Магнитогорске статьи «Закона о торговле», касающейся доли торговой сети в продовольственном товарообороте муниципального образования, но ответ бизнесменов не удовлетворил.

Согласно статье 14 закона предельная доля одной торговой сети на рынке города - 25 процентов. По данным УФАС, которые опираются на данные статистики, в Магнитогорске, к примеру, доля «Магнита» в общем товарообороте составляет на 2012 год только 8,9 процента.

Механизм оценки доли торговых сетей в общем продовольственном обороте муниципалитета несовершенен с точки зрения законодательства, - согласилась присутствовавшая на встрече заместитель руководителя областного УФАС Елена Семенова. – Доля считается с учетом всех перепродаж. Запретить работу на рынке города, пока сеть не развернулась до 25 процентов, администрация муниципального образования не может, это было бы противозаконно.
-

Антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства как хозяйствующими субъектами, так и органами власти. Нередко предприниматели обращаются к органам власти с просьбой принять решения, противоречащие действующему законодательству: например, не выделять больше земельных участков под развитие торговой сети. Но ограничивать свободу предпринимательской деятельности антимонопольная служба невправе.

По словам Елены Семеновой, предприниматели не спешат отстаивать собственные права:

- В областную антимонопольную службу поступило всего два обращения, связанных с нарушением торгового законодательства. А всего-то и нужно - написать нам заявление, мы бы его рассмотрели, выявили признаки нарушения, вынесли бы решение, предписание, привлекли к ответственности. Если такие факты есть, не нужно их замалчивать. Если будут прецеденты, дело сдвинется с мертвой точки.

Владимир Ишимов остановился также на роли бизнеса в развитии социально-экономической инфраструктуры Магнитогорска, посетовав, что властные структуры и общественность города, к сожалению, публично не обсуждают проблему, привел для сравнения картину присутствию крупных сетей в Челябинске, Екатеринбурге, Уфе, Казани.

По словам руководителя АНО «Родной город» Магнитогорск выделяется в этом списке острой конкурентной борьбы торговых сетей, при этом он уступает по численности населения перечисленным мегаполисам. Ежемесячно в городе металлургов закрывают деятельность три - четыре мелких магазина, которые держат местные бизнесмены, торговые точки не выдерживают конкуренции.

Однако в ходе беседы выяснилось, что и сами предприниматели в быту предпочитают магазинам шаговой доступности сетевые супермаркеты: многие придомовые магазинчики не могут иметь на прилавках широкий выбор товаров при низкой цене. Откровением стали слова продавца небольшого магазина Алены, по сути оправдывающей… обвесы:

- Прибыль магазинчика в месяц - 10 тысяч рублей. Помню времена, когда при поступлении товара заранее учитывался процент на списание, так называемые усушка и утруска. Предприниматель не заинтересован в таких потерях, все перекладывает на наши плечи. Вот и попробуй не обвесь – получать вообще будет нечего, поскольку все недостачи оплачиваем мы. Вряд ли подобное возможно в супермаркете.

- Лет двадцать лет назад предприниматели крутились, как белки в колесе, - отметил менеджер Сергей Ш. – А теперь продукты поставщики, особенно местные производители, сами привозят, работникам владельцы торговых точек ни отпусков, ни больничных стараются не оплачивать. Зато выручку каждый день ездят собирать. Скорее по инерции плачутся, как им трудно жить.

Предприниматели решили объединяться и создавать собственные, местные сети – так они надеются изменить ситуацию. Предложено также написать коллективное обращение в Министерство промышленности и торговли России с требованием повлиять на экспансию федеральных и региональных сетей.

Игорь Ротц

VK31226318