На Южном Урале разрешение на работу в 2013 году получат около 19 тысяч иностранцев

На Южном Урале разрешение на работу в 2013 году получат около 19 тысяч иностранцев

Трудовые мигранты незаметно стали частью нашей жизни. После развала Союза и возведения таможенных границ таджиков, узбеков, киргизов на Южном Урале стало в разы больше, чем при СССР. К гастарбайтерам из среднеазиатских республик добавились представители дальнего зарубежья, в основном, китайцы.

Иностранные рабочие трудятся в сфере строительства, транспорта, сельского хозяйства, торговли, услуг. В Челябинске они водят маршрутные такси, работают малярами, дворниками и т.д. Китайцы выращивают овощи, украинцы строят дома.

По информации пресс-службы УФМС России по Челябинской области, количество иностранных граждан, въезжающих в регион, с каждым годом увеличивается. За семь месяцев текущего года оформлено 9831 разрешение на работу (это на четыре процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года), патентов - 15 569 (увеличение на 46 процентов).

Тут есть один нюанс. На патент - документ, подтверждающий право иностранных граждан, прибывающих в РФ в безвизовом порядке, работать по найму у физических лиц, не распространяются миграционные квоты. Квота определяет количество разрешений на работу для иностранцев. На Южном Урале на этот год с учетом резерва квота - 17 066 разрешений. Решением межведомственной комиссии от 9 июля 2013 года она увеличена на 1711 иностранных работников.

Сколько иностранцев на самом деле растворилось в области, вряд ли кто подсчитает. Периодически устраиваемые облавы на нелегалов - полумеры. Одних выдворяют, появляются другие.

Бытует мнение, что мигранты отбирают работу у коренных граждан, понижают уровень зарплат в регионе, способствуют оттоку денег, повышению криминогенной обстановки, а также несут чуждые традиции, культуру.

Государство ужесточает требования к въезжающим рабочим, но не перекрывает границ. Вот несколько последних изменений в законодательстве. Мигранты не получат разрешение на работу, если ранее подвергались выдворению или депортации. Ужесточается их ответственность за нарушение правил въезда, пребывания или проживания в России, за незаконную трудовую деятельность, предоставление ложных сведений при миграционном учете и за уклонение от исполнения административного наказания.

Что бы ни кричали сторонники России для русских, рабочие руки из-за рубежа в нашей стране и, в частности, в Челябинской области устойчиво востребованы. Слово - работодателям.

Мнение физического лица

Субъективного предпочтения рабочим-мигрантам не существует. Есть объективная реальность: эти люди организованы. Они концентрируются в определенных местах, и все это знают. Работы в домашнем хозяйстве не всегда бывают плановыми, если вдруг возникла проблема найти работника, единственное место, где его можно нанять без подготовки - рынок. В каждом городе есть точки, где дежурят рабочие-мигранты. Ни одна биржа труда не окажет такую услугу быстро. Разницы в оплате «своим» и «чужим» нет. Общеизвестно, что зарплата у рабочих на заводе составляет 500-1000 рублей в день. Отсюда средняя цена трудового дня мигранта - примерно 800 рублей.

Если - редкий случай - удается нанять русских, они работают не хуже и не лучше. Другое дело, что среди русских могут попасться недобросовестные люди или пьяницы. У гастарбайтеров те, кто пьет или плохо работает, отсеяны рынком. Они сидят дома и в Россию не приезжают.

Чтобы к нам попасть, надо иметь некий капитал, потом они пытаются его отбить, да еще и заработать. Разницы в качестве труда заграничных и местных работников тоже нет, есть отличие в выборе. Азиатов жизнь отобрала для представления на российском рынке труда, а местных еще нет, поэтому, когда дело касается русских, мы чаще сталкиваемся с людьми случайными.

Мнение юридического лица

Для предприятий нанять работников - огромная проблема. Русских надо долго искать поодиночке. Если начать переговоры с одним мигрантом, он еще десятерых приведет, потому что у них все четко организовано. Требования у наших по режиму работы и нагрузке будут завышены. Они попросят ограничение по времени. И дело не в деньгах. Ты можешь предложить им большую плату, но из-за своей природной лени они не смогут работать по 10-12 часов. Какое-то время продержатся, желая заработать, но, отстояв неделю-две, дальше не выдерживают. Чаще всего они сбегают - исчезают навсегда. Их телефоны не отвечают. Работодатель остается у разбитого корыта.

Мигранты приезжают, чтобы заработать деньги. Ради этого они согласны трудиться без ограничения рабочего времени. Сказывается разница культур. Русские вообще не могут работать долго, для них это противоестественно, потом они начнут хандрить, качать права или халтурить. Выходцы из среднеазиатских республик готовы трудиться долго, но качество их работы из-за больших нагрузок страдает. Они начинают хитрить, мудрить. Работодатель выматывается с ними, ведя переговоры каждый божий день. То им надо обед, то молиться.

Азиаты никогда не берутся за сложные высокопрофессиональные работы. Единственный выход - нанимать украинцев. Если они договорились за деньги, будут профессионально и качественно работать, лишь бы заплатили. Этим они похожи на китайцев. Украинцы, корейцы, китайцы редко нарушают трудовые обязательства, если у них хороший бригадир. Но запрашивать за свой труд они будут дороже. Интересно, что национальные группы никогда между собой не перемешиваются.

Комментарий чиновников

Мы попросили прокомментировать ситуацию чиновников, занимающихся этой проблемой. Свое мнение высказали Вера Трофимова, заместитель начальника главного управления по труду и занятости населения области, и Александр Захаров, первый заместитель начальника главного управления по труду и занятости населения области.

Трудовое законодательство предусматривает 40-часовую рабочую неделю и два выходных дня. В России - не рабовладельческий строй, и права равны как у российских, так и у иностранных граждан. Ситуации, когда рабочие начинают «хандрить и требовать», быть не должно. За 12-часовой рабочий день работодателя надо привлекать к ответственности.

С 1 января по 1 мая работодатели заявляют о своих потребностях в иностранных рабочих на следующий год. Регион квот не определяет, он вносит предложение правительству России на утверждение. Обычно в Челябинской области работодатели заявляют потребность в 40-50 тысячах иностранных рабочих.

Межведомственная комиссия, состоящая из Роструда, миграционной службы, министерств промышленности, экономики и сельского хозяйства, рассматривает предложения и принимает решение. Если одно из ведомств высказывает претензию к работодателю (например, ФМС заявляет о случаях несоблюдения миграционного законодательства), его заявка отклоняется. На 2014 год межведомственная комиссия из заявленных 40 тысяч иностранных рабочих мест утвердила только 10,2. Это менее одного процента от числа занятых в экономике Южного Урала. Данный показатель практически никогда не выходит за эти рамки.

Где нужны мигранты?

Трудовой мигрант, особенно из визовых стран, не может приехать «в никуда». Он привязан к конкретному работодателю и объекту. Где нужны мигранты? На больших стройках, там, где необходимо большое количество работников определенной квалификации. Их нужно разместить, поселить на длительное время. Наши люди в поле не поедут, потому что есть Тюмень и Ямал. Там общежитие, соцпакет и реальные заработки. Даже если специалисты из Бредов или Варны пожелают приехать в Челябинск, им надо устроить семью и за съем жилья отдать практически весь заработок.

Средняя зарплата по квотам составляет 10 тысяч рублей. Для Средней Азии это уже деньги, потому что в их республиках среднемесячный доход на порядок ниже, и работа есть не всегда. Питаются мигранты скромно, живут сообща, отсюда и экономия, чтобы скопить и выслать деньги семье на родину. Все относительно. Наши граждане тоже ехали в США и Европу мыть посуду и мести тротуары.

Можем ли мы обойтись без мигрантов? Российская Федерация вступила в ВТО, активно интегрируется в мировое сообщество и не может от всех закрыться. Это тенденция мировой политики. И все-таки в первую очередь вакансии предлагаются нашим гражданам. Если работодатель необоснованно откажет в приеме на работу россиянину, разрешения на квоту в будущем может не получить.

В Челябинске на маршрутных такси работает много мигрантов, но уже в течение четырех лет квота на водителей общественного транспорта не выделялась. Это пробел в законодательстве, в которое уже внесены изменения. С 1 ноября 2013 года на пассажирском транспорте смогут работать только водители с российскими правами. Владельцы маршрутных такси - индивидуальные предприниматели. Они говорят, что русские - пьяницы, садят за руль иностранцев на 10, 12, а то и 18 часов без выходных. А потом случаются аварии.

По подсчетам специалистов главного управления по труду и занятости области, на Южном Урале проживает много нелегальных мигрантов. Область большая, и возле каждого человека часового не поставишь.

Прогноз ФМС: в ближайшие 15 лет в РФ усилятся процессы старения населения. Без миграционного прироста численность населения России к 2025 году сократится на 10 миллионов человек.

VK31226318