В Челябинском областном арбитражном суде откроют медиативную комнату
Новый механизм призван разгрузить суд, качественно улучшить экономический и социальный климат. А кроме того – уменьшить нагрузку на судебных приставов. Однако, по мнению эксперта, медиативная комната в арбитражном суде в большей степени будет работать на популяризацию медиации в целом. Каких-либо прикладных и сиюминутных результатов, скорее всего, не будет.
Как рассказал во время состоявшегося накануне Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам предпринимателей в Челябинской области Александре Гончарове Председатель Арбитражного суда Челябинской области Андрей Орлов, медиативная комната в суде будет открыта в самое ближайшее время. Медиация – это способ бесконфликтного решения споров, который подразумевает участие третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в рассматриваемом конфликте стороны – медиатора. Он помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения. Медиация строится на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения, равноправия сторон, прозрачности процедуры.
– По сути это качественная организация переговоров, на которых с помощью нейтрального лица находится максимально выгодное для всех участников конфликта решение, – комментирует Уполномоченный по правам предпринимателей челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Татьяна Еремеева. – Результатом рассмотрения станет медиативное соглашение. На досудебной стадии оно приравнивается к обыкновенному договору между сторонами спора. А соглашение, заключенное совместно с медиатором на этапе арбитражного производства, эквивалентно мировому соглашению.
Однако не все проблемы можно решать с помощью медиации. Как объясняет Татьяна Еремеева, в первую очередь непригодны споры, близкие к стадии эскалации конфликта. А раз стороны дошли до Арбитражного суда, разве это не говорит о последней стадии?
– В досудебном порядке такие споры разрешить сложнее, – говорит Татьяна Еремеева. – Кроме того, судебные заседания чаще всего посещают представители сторон, а не они сами. И проблема в том, что юристы видят картину несколько по-другому, да и цели у них часто другие – решить вопрос в суде. Их ставка зависит от количества судебных заседаний, от процента, который можно получить от выигрыша. Они не хотят терять квалификацию.
Таким образом, открытие медиативной комнаты в региональном Арбитражном суде в большей степени будет стратегическим инструментом продвижения медиации как таковой. Каких-либо прикладных срочных задач оно решить не в состоянии.
– С помощью медиации эффективнее решать проблемы на ранних стадиях конфликта, – напоминает Татьяна Еремеева. – И медиация применяется в разных сферах. Например, когда в этом году я была на летней стажировке по медиации в Австрии, я увидела, что австрийские коллеги очень часто рассматривают споры по инвестиционным вопросам.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве