Объявлены причины беспорядка на рынке маршрутных перевозок
Чиновники ссылаются на пробелы в федеральном законодательстве; на бестолковость челябинских пассажиров; на неудовлетворительные моральные и физические качества русских людей. Правда, эта ситуация позволяет хозяевам многих автопредприятий получать максимально возможную прибыль. В этом году впервые за четыре года на 30 процентов выросла аварийность по вине водителей автобусов (от термина «маршрутное такси» чиновники отказываются).
Такую статистику озвучил во время специальной пресс-конференции заместитель начальника отдела технического надзора УГИБДД по Челябинской области Андрей Кузнецов.
– Водители не дисциплинированы. Устраивают гонки за то, кто первым доедет до пассажиров. В итоге безопасности перевозок нет, – прокомментировал цифры полицейский.
По его мнению, удручающий рост статистики не является показателем плохой работы сотрудников ГИБДД. Только за восемь месяцев на водителей автобусов оформлено 16 тысяч протоколов (в среднем по 17 на каждого водителя). Штрафовали также должностных лиц: 11 с апреля по сентябрь. И теперь, по новой норме, будут наказывать рублем юридических лиц.
На вопрос о том, почему даже в самом центре города, на проспекте Ленина и на площади Революции, можно видеть, как полицейские не останавливают и не оформляют протоколы на непристегнутых водителей и пассажиров автобусов; за провоз пассажиров сверх установленной вместимости (когда разные части тел торчат из форточки автобуса), Андрей Кузнецов ответил, что это противоречит принятому порядку.
В час пик полицейские не останавливают маршрутные транспортные средства, чтобы не создавать неудобств пассажирам, в том числе и находящимся в кабине непристегнутым. Все протоколы и штрафы выписываются на конечных остановках. Кроме того, в городе есть специальные экипажи ГИБДД, которые курсируют по улицам и фиксируют безобразия на видеокамеру. А с 10 до 12 часов и после восьми вечера – проводятся рейды.
По версии председателя комиссии по городской экономике Челябинской городской Думы Александра Вышегородцева, основа всех маршрутных бед кроется в отсутствии регулятора рынка. Его нет, потому что соответствующий закон лежит в Москве под сукном с 2007 года.
Конечно, в самой столице, в Казани и в Челябинске пробовали навести на рынке порядок по-другому. И в первых двух городах ситуация «чуть лучше», потому что «они субъекты федерации и не могут ждать прихода законодательства в ту или иную плоскость». А вот на Южном Урале не вышло: «мы – муниципалитет».
– Пробовали регулировать с помощью прокуратуры, ФАС, ГИБДД, но это инструмент однобокий, – разводит руками Александр Евгеньевич. – Безопасность движения это одно, но доступ на рынок – это другое. А обязанность перевозчика участвовать в конкурсах на маршруты, которую мы закрепили в местной законодательной базе, оспорена судом. Нужно подключать к решению проблемы губернатора и Законодательное собрание области.
А пока по Челябинским дорогам ездит порядка двух с половиной тысяч маршрутных такси ежедневно. При том, что «законными» из них считается только 1 900. Это те, которые принадлежат перевозчикам, заключившим с городской администрацией договоры. Остальные беспредельничают: на основании федеральной лицензии встают на распределенные местными чиновниками маршруты.
Журналистов также интересовал вопрос, каким образом за руль автобусов попадают водители-гастарбайтеры. На это начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС по Челябинской области Анатолий Пепеляев ответил, что действующая квота на иностранных рабочих не предполагает таких водителей. Но лазейки в законах позволяют трудовым мигрантам менять место работы. Пересечь границу как водитель погрузчика компании «А», а по факту возить пассажиров в компании «Б».
– Почему трудовые мигранты водят, а не наши люди? Ребята, давайте смотреть правде в глаза! – добавил по вопросу трудовых мигрантов Александр Вышегородцев. – Наш российский алкоголизм – это раз. Нежелание работать – это два. В-третьих, для коммерсанта проще взять мигранта, который ничем не защищен, и можно выставить на четырнадцатичасовую рабочую смену. Наш товарищ так работать не будет!
По мнению Александра Евгеньевича, есть и еще одна маленькая проблема в «нашем» менталитете. Все пассажиры непременно хотят зайти в первое из трех подъезжающих к остановке маршрутных такси. Отсюда возникают многие неудобства пассажиров.