Психология настоящего миллионера
Почетный президент компании «ВымпелКом» Дмитрий Зимин сделал так, чтобы его благотворительный фонд «Династия» был «более или менее» вечным.
Дмитрий Борисович Зимин приезжал в Челябинск по сугубо частному делу. Поэтому его визит остался незамеченным. А если бы и нет, то вряд ли кто-то смог бы в этом невысоком пожилом человеке в рубашке и джинсах, с несовременным фотоаппаратом-мыльницей в руке узнать мультимиллионера, основателя одной из ведущих российских сотовых компаний «ВымпелКом» (сеть «Би Лайн»). Впрочем, Зимин сделал нечто большее, чем заработал сотни миллионов долларов. 11 лет назад он передал все свое состояние на благотворительность, учредив фонд «Династия».
В этом году Дмитрию Борисовичу исполнилось 80 лет. Но его подвижности и остроте ума позавидуют даже те, кто годится ему во внуки. Утром того дня, когда мы встретились с ним в Челябинске, Зимин прилетел из шотландского Эдинбурга, где ему вручили медаль Эндрю Карнеги «За благотворительность». Это своего рода Нобелевская премия для филантропов. Зимин - первый ее лауреат из наших соотечественников.
- Дмитрий Борисович, насколько я знаю, вы пришли в бизнес из науки, и в том числе участвовали в создании самых современных РЛС…
- Я был заместителем главного конструктора радиолокатора Дон-2М, вел разработку антенн и приемных систем. По известному соглашению Никсона с Брежневым, США и СССР могли делать по одной территориальной системе ПРО. Мы стали создавать свою вокруг Москвы. Американцы свою систему «Saveguard» - вокруг стартовых площадок межконтинентальных баллистических ракет, что в каком-то плане более разумно. Дон-2М - это стрельбовой радиолокатор. Он связан с системой предупреждения о ракетном нападении. Предполагается, что в условиях массового ракетного налета наш радиолокатор разбирается в этой каше и направляет противоракеты на истинные цели.
- Интересная работа!
- Безусловно, профессионально очень интересная. Но она происходила в обстановке удручающей секретности и многих других особенностей советской системы. У нас был явный приоритет секретности над эффективностью. Что удручало. Из-за всей неразберихи даже в этом локаторе мы заплатили лишними годами разработки и техническими характеристиками. Так что возможность заняться чем-то вне режима секретности, вне административной системы было для меня одним из вдохновляющих факторов в дальнейшей моей деятельности.
- Как вы пришли бизнес?
- Когда стали плохо платить зарплату и появились кооперативы, мы с единомышленниками начали искать себя в новой жизни. Перепробовали несколько направлений, пока не вышли на сотовую связь. Тема была нам и профессионально достаточно близка - прохождение радиоволн в городских агломерациях. И с точки зрения коммерческой это была необычайно интересная вещь. По сути, мы, волею судеб, которым благодарны, оказались причастны к созданию принципиально нового бизнеса, новых технологий и рынка - рынок ведь тоже надо было создавать.
- В России рынок сотовой связи возник примерно в одно время с развитыми странами?
- В мире этот рынок был уже лет десять, он ведь тоже пережил несколько смен - была аналоговая сотовая связь, потом она стала заменяться на цифровую. Но, по сути, она только-только начала выходить на массовый рынок на западе. До этого была совершенно элитной услугой.
- Вам никогда не приходилось жалеть, что ушли из науки?
- 30 лет я занимался радиолокацией, антенными системами (тоже кстати очень интересная область - фазированные решетки) и даже иногда листаю свои старые статьи, авторские свидетельства… Все это очень интересно.
Вместе с тем последующие десять лет жизни в бизнесе, в капитализме я оцениваю как вершину своей жизни. Это было очень ярко даже на фоне тех предыдущих десятилетий конструкторской работы, государственного внимания, Госпремии и т.д. Становление нового бизнеса - увлекательнейший процесс! Три или четыре раза были ситуации, когда чудо спасло компанию «Вымпелком» от разрушения. Ведь много сотовых компаний просто ушло в небытие!
«Московская сотовая связь»- исчезла. «Фора» в Питере - тоже. А если брать шире, не только сотовые - помните, какие гиганты были «Кодак», «Агфа». Их нет! Ничто не вечно под луной, нет вечных компаний, нет и вечных государств. Все меняется.
- Жизнь становится быстрее, все меняется, а в российской общественно-политической лексике преобладают традиционные, охранительные парадигмы…
- Эти тенденции крайне опасны и губительны для страны. Азбучная истина: бизнес чувствует себя устойчивым тогда, когда у него есть столь же достойный конкурент.
Работу на рынке можно сравнить с поведением бегунов на дистанции. Они, поглядывая друг на друга, могут, тем не менее, совместно отстраивать беговую дорожку. Они не враги, а соперники. Это разные вещи. Я бы даже подчеркнул: они обязательно не враги. Если ты своему конкуренту плеснешь с утра касторки, и он сойдет с дистанции, ты сам потеряешь темп. То же в полной мере относится и к политике. Здесь тоже необходима конкуренция. Если конкуренции нет, группа или партия, получившая власть, неизбежно загнивает. Со всеми вытекающими последствиями.
Поскольку в России нет политической конкуренции, ну или, скажем, она только сейчас начинает появляться, у нас ослаблено развитие, происходит негативный отбор и все эти уродливые настроения, вроде боязни будущего. Вместо того чтобы думать о будущем, говорим о гомосексуалистах, скрепах. Бред. Полный бред! Как правильно кто-то заметил, скрепы не скрепляют, скрепы - разрушают. Потому что у каждого этноса будут свои скрепы. Объединяет страну право, закон, независимый суд и так далее.
- Вы живо интересуетесь политикой, а почему сами не занялись ею?
- Да господь с вами! «Блюдя достоинство и честь, не лез во что не стоит лезть». А в каком-то возрасте человеку уже и на улице появляться неприлично…
- Это правда, что вы все свои средства направили на благотворительность?
- Правда. Почти все. Себе немного оставил. Но мои потомки должны сами все зарабатывать. Деньги вложены в целевой фонд, который обслуживает фонд «Династия». Это уже не мои деньги и не моих потомков.
- И ваши родные были не против?
- Это сделано с согласия моего старшего сына и жены. Сын меня полностью поддержал. Более того, он сейчас участвует в деятельности «Династии», входит в правление. Но он не председатель.
- А почему вы приняли такое решение?
- С одной стороны это проявление неимоверного честолюбия, с другой стороны лени. Честолюбие - в том, что сделано все, чтобы фонд «Династия» не был связан с бренностью человеческого существования. То есть чтобы фонд был более или менее вечным. Для этого организовано финансирование, независимое уже ни от кого. Ни от меня, ни от сына. Так, как это делается в аналогичных фондах на западе. Создано независимое управление. Не попечительский совет, а реальное управление - назначает менеджмент, устанавливает ему зарплату, утверждает бюджет.
- И вы никоим образом не влияете на его работу?
- Я вхожу как рядовой член в Совет фонда. Причем, там предусмотрена ротация.
- Почему «Династия»?
- Я очень поздно узнал, что у меня были довольно знатные родственники - отец происходил из родов Зиминых и Гучковых, это знаменитые купцы и промышленники. А от меня это скрывалось. Отец был репрессирован, когда мне было два года. Вот поэтому «Династия»…
- Многие ли наши состоятельные люди готовы пойти по вашим стопам?
- Не по моим стопам! Это стандартный путь. Я просто оказался из всей плеяды бизнесменов одним из самых старших. Очень многие, если не большинство, пойдут по этому же пути.
- У вас есть какие-то основания так полагать?
- Ну Потанин уже объявил, что передаст свое состояние на благотворительность. Все там будут. Все. А что делать-то?
Конечно, здесь многое зависит от масштаба бизнеса. Одно дело - семейный, например, ресторан, где работает семья. И совсем другое - крупная акционерная компания миллиардной стоимости, где работают тысячи людей. Ее нельзя передать по наследству. Когда мне исполнилось семьдесят, я ушел в отставку. Компанией должны управлять профессионалы. Передавать управление по наследству? А я могу быть уверенным, что наследнику это очень надо?
- Но ведь можно оставить наследникам акции!
- Естественно, можно. Но этим же можно погубить своих наследников. И компанию можно погубить. Так что - нет вариантов…
- Считается, что люди старшего поколения недолюбливают молодежь…
- Мне трудно судить о нынешнем молодом поколении в целом, но я встречаюсь иногда с очень толковыми ребятишками. Встречи со стипендиатами «Династии» придают мне социального оптимизма, которого, глядя на сущее, мне иногда довольно здорово не хватает.
Недавно Фонд проводил слет учителей средних школ - физики, математики, естественных наук. Это учителя, которые воспитали наших стипендиатов. Там мало было людей из Москвы и Питера, в основном из провинции. Были очень молодые ребята. Это подвижники. Копеечную зарплату получают, но живут этим делом. Мне-то казалось, черт подери… А тут смотришь на них, и про себя понимаешь, что не зря живешь на свете.
Для справки:
Дмитрий Борисович ЗИМИН родился 28 апреля 1933 года в Москве.
Окончил радиофакультет Московского авиационного института (1957). Доктор технических наук (1984). Академик Международной академии связи, член-корреспондент Российской академии инженерных наук и член президиума Российской академии бизнеса и предпринимательства.
Является автором более 100 научных трудов и изобретений, лауреатом премии имени А. С. Попова Академии наук СССР (1965 г.) и Государственной премии РФ (1993 г.). Более 35 лет занимал руководящие посты в Радиотехническом институте (РТИ) имени академика А.Л. Минца.
В начале 90-х годов с группой инженеров РТИ создал малое предприятие «КБ Импульс», которое проектировало и выпускало радиоаппаратуру гражданского назначения.
В 1992 году он стал инициатором создания телекоммуникационной компании мобильной связи ЗАО «ВымпелКом» (сотовая сеть «Би Лайн»).
В 1996 году «ВымпелКом», преобразованный к этому времени в открытое акционерное общество, стал первой компанией в истории новой России, которая разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже.
«ВымпелКом» был признан западными инвесторами первой российской компанией, полностью отвечающей всем международным требованиям открытости своей деятельности, корпоративного управления и защиты прав инвесторов.
Генеральный директор и президент «Вымпелкома», Д.Б.Зимин в течение многих лет был членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В 2001 году он стал лауреатом Национальной премии «Бизнес-Олимп» в номинации «Бизнес-репутация».
В мае 2001 г. Дмитрий Зимин оставил должность генерального директора. Решением Совета директоров компании ему было присвоено звание - «Почетный президент и основатель компании «Вымпелком».
Фонд «Династия» создан в 2002 году. Его основная задача - поиск и поддержка талантов, их идей и проектов в области естественных, в первую очередь, наук.
Приоритетные направления деятельности Фонда - развитие фундаментальной науки и образования в России, создание условий для работы ученых на родине, популяризация науки и просвещение.
«Династия» ведет 20 программ и проектов в области поддержки и популяризации науки, развития образования и просвещения. Среди основных - программы поддержки молодых физиков и математиков, поддержки учителей, поддержки одаренных школьников и подготовки будущих ученых, фестивали популярной науки, публичные лекции ученых с мировых именем и др.
Особая гордость Фонда - научно-популярный сайт о фундаментальной науке «Элементы» и издательский проект «Библиотека Фонда «Династия», благодаря которому российский читатель получил возможность знакомиться с мировыми бестселлерами научно-популярной литературы. В 2008 году фонд «Династия» учредил премию в области русскоязычной литературы нон-фикшн «Просветитель».
Ежегодно проводится 18 открытых грантовых конкурсов. В том числе для молодых физиков-теоретиков, математиков, биологов, химиков, специалистов в области компьютерных наук, а также учителей физики, математики, химии и биологии.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве