Пора спасать кормилицу-буренку

Пора спасать кормилицу-буренку

Руководители молочных хозяйств региона давно бьют тревогу - состояние отрасли неуклонно ухудшается. За последние четыре года в Челябинской области выбыло 18 тысяч коров, это треть маточного стада. А уровень самообеспеченности молоком стал самым низким в Уральском федеральном округе.

Молочная трагедия

Почему местную молочную продукцию все больше теснит привозная - из соседних областей, Белоруссии, Казахстана, стран Евросоюза? Как вернуть сельским фермам нашу кормилицу-буренку?

За разъяснениями мы обратились к старейшему и заслуженному аграрию, более 40 лет возглавлявшему знаменитое сельхозпредприятие «Коелгинское», Ивану Шундееву. Он называет происходящее «молочной трагедией» и видит сразу несколько злополучных аспектов.

- По отчету минсельхоза, в 2013 году в Челябинской области произведено 167 тысяч тонн молока, то есть ежедневно всего по 110 граммов на каждого жителя, - рассчитал Иван Никандрович. - Хотя рекомендуемая диетологами норма - один литр на человека, с учетом разновидности молочных продуктов. Кроме того, на прилавках много молока порошкового и глубокой консервации, со сроком хранения 30 дней и более.

Фактически свежее натуральное молоко, кефир, йогурты, творог и прочее достается далеко не всем жителям области. Но главное - вместе с быстро пустеющими коровниками в село приходит разруха. Потерять созданное легко, восстановить - почти невозможно.

- В сельском хозяйстве молочная отрасль самая сложная, трудозатратная и медленно развивающаяся. Корову от эмбриона до первотелки растят три года, - не устает повторять Шундеев.

Из опыта он знает, что во всех цивилизованных странах производителей молока поддерживают государственными субсидиями, до 30-40 процентов за литр продукции. Например, в Белоруссии выплаты составляют 7 рублей за литр надоенного молока. Даже соседние регионы выплачивают «молочные» дотации в среднем в пять раз больше, чем в Челябинске. Закономерно, что Свердловская область, когда-то производившая молока на 20 процентов меньше, чем Челябинская, сегодня обогнала нас в три раза, а удой от коровы там выше на 1500 килограммов.

Безответные письма

Директора ведущих молочных хозяйств не раз обращались к губернатору Михаилу Юревичу, текст одного из коллективных писем публиковал «Челябинский рабочий». Например, в феврале 2012 года, за два месяца до посевной, когда у крестьян не было денег на удобрения, хорошие семена, на резко подорожавшие запчасти и горючее, не говоря уже о новой технике, появился очередной «крик души».

Вот урезанный текст письма: «Михаил Валериевич! Поголовье коров в области катастрофически сокращается. Когда-то лучшие животноводческие предприятия имели стадо 1500 – 2500 коров, теперь они обанкротились. Это Аргазинское, Чебаркульское, «Рассвет» Увельского района. Мы вынуждены сокращать поголовье коров, чтобы выжить в наступающем общероссийском кризисе второго потока. Резко сократилось стадо коров в частном секторе… Мы, руководители молочных хозяйств, неоднократно обращались в министерство сельского хозяйства с просьбой о встрече с Вами в любое удобное для Вас время, учитывая Вашу занятость, но встреча не получилась.

Без поддержки областного и федерального центров молочной отрасли не выжить. А село, где нет животноводства, вымрет.

Михаил Валериевич, просим Вас:

1. Собрать нас и выслушать наши предложения, обсудить и принять какое-то решение по проблеме животноводства.

2. Выплатить дотации на молоко за четвертый квартал 2011 года.

3. Увеличить дотации на молоко на 2012 год до уровня областей Уральского округа.

4. Разработать конкретный план сохранения и развития дойного стада. Взять за основу развитие молочной отрасли соседних областей - Свердловской, Тюменской, Республики Башкирия».

Ответа уважаемым директорам по недоброй традиции не последовало.

Один на один с бедой

За прошлый год поголовье коров в Челябинской области снова сократилось, на 12 процентов (была 41 тысяча коров, стало 36 тысяч).

- Кроме того, идет большой отход скота, падеж по неполному 2013 году составил около шести тысяч голов телят, - рисует страшную картину Иван Шундеев. - В Уйском районе пало 445 голов, в Октябрьском - 850 голов, или каждый пятый теленок. Наблюдается высокая яловость коров, каждая третья корова в прошлом году оказалась холостой.

Тысячи абортов, мертворожденных телят, вынужденные прирезки скота, массовые заболевания коров и молодняка: хромота, маститы, болезни вымени. Нехватка грамотных ветеринарных врачей и осеменаторов приводит к беде, когда один больной бык заражает все стадо, появляется целый «букет»: хламидиоз, ринотрехеит, вирусная диарея.

По словам Шундеева, вышеназванные причины привели к печальному исходу - молочная отрасль в Челябинской области на грани вымирания. В первом полугодии 2014 года ожидается отел коров и нетелей почти на три тысячи голов меньше, чем за тот же период 2013 года. А дойное стадо сократится еще на пять-шесть тысяч буренок.

- Это при том, что министерством сельского хозяйства и районными управлениями проводятся селекторные совещания, семинары, - продолжает Иван Никандрович. - Их темы удивляют: «Внедрение сексированного семени (разделенное по полу)» или «Внедрение пересадки эмбрионов». Такие дорогостоящие новшества доступны двум-трем сельхозпредприятиям, у остальных более насущные проблемы. На совещания периодически отрывают сотни руководителей, специалистов, у которых в это время на уме, как накормить сегодня скот, как ликвидировать прорыв трубопровода, где срочно найти деньги на новый погрузчик?

По мнению Ивана Шундеева, областное правительство, министерство сельского хозяйства, главы сельскохозяйственных районов оторваны от производителей, не знают их проблем, сидят в кабинетах. Поэтому любой вопрос неразрешим. Все, от гвоздя до подковы, крестьяне везут из соседних областей сами: запчасти, оборудование, моющие и дезинфицирующие средства, семя, медикаменты, вакцину, микро- и макродобавки.

Искаженная реальность

- В отчетах валовой надой молока от частного сектора составляет 70 процентов от общего надоя по области. Такого не может быть! А численность частного поголовья называют 90-100 тысяч коров, хотя на самом деле осталась примерно одна треть, - не верит официальным цифрам Иван Никандрович. - Кроме того, в отчетах по минсельхозу России на данный момент в области числится 44 316 молочных коров, на самом деле в наличии 36 080, то есть приписано более 8200 коров (23 процента).

- Обман и вранье дорого обходятся жителям Челябинской области, - уверен мой собеседник. - Разрушив основную отрасль сельского хозяйства - молочную, мы лишили тысячи сельчан рабочих мест, а их семьи обрекли на полуголодное существование. Если не принять срочных мер, через шесть-восемь лет молочной отрасли у нас в регионе совсем не останется, а села постепенно вымрут.

Селу быть или не быть?

Будущее села Иван Шундеев видит только с молочными фермами. Тогда деревенские жители будут обеспечены работой круглый год, а попутно животноводы накормят всю область свежей говядиной, ведь 50 процентов приплода (бычки) идет на откорм и мясо. Кроме того, там, где развито животноводство, сохраняются личные подсобные хозяйства, которым можно помочь в кормлении, предоставить дешевые пастбища.

С буренками село будет развиваться, появится шанс создать нормальные социальные условия. А пока в 900 поселениях из 1200 нет газа. Закрываются школы, детсады, плохое водоснабжение и дороги, слабая медицинская помощь.

- Сегодня мать-земля устала от проблем, - возвращается он снова к «молочной трагедии». - Молодежь уезжает из села, видя несправедливость и неустроенность быта, отсутствие жилья и работы, низкую зарплату, уезжает работать и учиться в города. Из сельскохозяйственных вузов домой возвращается только 15 процентов выпускников. Село стареет и умирает, разрушая фундамент государства.

шкаф по размерам Верея

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318