Не путайте агломерацию с объединением

Не путайте агломерацию с объединением

Челябинск, Копейск, Сосновский, Красноармейский, Еткульский, Еманжелинский, Коркинский районы создали агломерацию. Рождение нового пространства с малопонятным названием зафиксировано в межмуниципальном соглашении, принципы которого рассматривает сейчас Минрегион России. Федеральные чиновники оценивают способность концепции стать пилотным проектом.

На его примере могут определяться подходы к развитию других территорий страны. Какие бонусы получат Челябинск и пригороды, если проект агломерации обретет статус «пилотника»? Насколько жизнеспособна идея агломерации и в чем риски ее воплощения? Кто и как будет управлять новой структурой? Об этом говорим с председателем Городской думы Челябинска, Главой города Станиславом Мошаровым.

- Станислав Иванович, в агломерацию вошли территории, географически близкие к Челябинску. Что это даст жителям?

- Идея агломерации активно обсуждается не один год, и, хотим мы того или нет, но уже сегодня, фактически, в ней находимся. Имею в виду не только Копейск, но и другие ближайшие к Челябинску города. Живем в одном месте, работаем в другом, детей в секцию отвозим в третье. Это так называемая суточная миграция, когда регулярно в течение суток человек передвигается по территории нескольких муниципалитетов. Они уже давно представляют собой естественную агломерацию, но пока хаотичную, не имеющую под собой организационной основы. То, что создаем сегодня и что прописано в соглашении, отправленном в Минрегионразвития на соискание статуса пилотного проекта, - оформление юридического статуса агломерации.

- Зачем официально оформлять то, что и так сложилось само собой?

- Это веление времени. С одной стороны, все муниципалитеты прекрасно понимают: вместе гораздо легче идти вперед. А с другой - на стыке территорий появляются проблемы. Возьмем, например, строительство полигона для переработки бытовых отходов. Сегодня выбрана площадка в Красноармейском районе, на границе с Копейском. Обслуживать она будет, в том числе, Челябинск, потому что в черте мегаполиса построить такой полигон невозможно.

И вот на стыке этих интересов возникают трудности, на которых кто-то пытается набрать политический капитал. Многие говорят: а зачем нам здесь челябинский мусор? Хотя в составе агломерации мы можем сделать так, что работа полигона будет экономически выгодна всем территориям. То же самое с привлечением инвестиций. Одно дело, когда инвестор заходит на территорию Копейска, где определенное число жителей и другое, когда он имеет дело с агломерацией с численностью в 1,5 миллиона человек.

- А ему разве не безразличен юридический статус нового объединения? Вы же сами говорите: де-факто мы в агломирации давно живем. Соответственно, инвестор уже может получить и трудовые ресурсы, и рынок сбыта продукции.

- Да, но административные территории живут по разным правилам, с разной документацией, подзаконными актами, каждый из которых принимается в рамках отдельно взятого муниципалитета.

- То есть, если торговой сети для успешного бизнеса нужно иметь не только большой магазин в Копейске, но и поменьше, скажем, в Еткуле, у нее могут возникнуть проблемы?

- По крайней мере, без агломерации инвестору придется не только договариваться с властями обеих территорий, но и учитывать различия юридических условий и норм. А в рамках агломерации этого не потребуется, потому что будет скоординированная политика – и в законодательстве, и в градостроительстве, и в соблюдении экологических норм, и в сфере развития инфраструктуры, и в привлечении инвестиций.
Если уж заговорили про торговые сети, напомню: Челябинску необходим логистический центр, и не один. Сегодня вся логистика больших сетевых компаний сосредоточена в Екатеринбурге. Соответственно, челябинцы получают продукты, товары с учетом этого двухсоткилометрового плеча.

- Это сказывается на скорости доставки и конечной цене?

- В том числе. И налоги сетевая компания платит не на нашей территории, а в Екатеринбурге. То есть, логистический центр Челябинску нужен, но здесь нет земли. Работать он должен на Челябинск, а находиться, например, в Копейске, Сосновском и Красноармейском районах. И важно, чтобы территориям это было выгодно. Еще пример: существует потребность в развитии скоростного движения между Челябинском и Копейском. Никто этого отрицать не будет, более того, у нас проходили переговоры с инвестором на эту тему.

Но на стыке двух муниципалитетов это реализовать гораздо сложнее, чем в пределах агломерации. Инвестор понимает: во втором случае эффективность вложений будет выше. В России есть примеры того, как одна область строит дорогу до границы соседнего региона, а по другую сторону границы дороги нет. Агломерация позволяет избежать таких казусов.

- Как территории будут координировать свои действия, распределяя средства инвесторов и государства? На развитие агломерации предусмотрены деньги федерального бюджета. Как их планируется делить и кто из руководителей входящих в агломерацию территорий ответит за эффективность расходов? Как она будет управляться: из единого центра в Челябинске, или по какому-то иному принципу?

- Не надо понимать агломерацию как объединение территорий. Это принципиально разные вещи. Муниципалитеты в агломерации живут по своим правилам, проводя скоординированную политику.

- При наличии координирующего центра муниципалитеты, тем не менее, сохраняют равноправие?

- Абсолютно точно. Таким центром является исполнительный орган – дирекция, куда входят представители всех территорий.

- Что именно она координирует?

- Например, процесс соотнесения юридических норм, действующих на каждой территории. Для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность нам нужно согласованно принять те или иные подзаконные акты, и мы в рамках агломерации договариваемся, как это сделать. Сегодня в российском законодательстве по этому поводу много вопросов, все нормативы досконально не прописаны. Поэтому Минрегион выбирает пилотные проекты, чтобы по итогам их работы оптимизировать федеральное законодательство.

- Каковы наши шансы попасть в проект?

- Помимо нас, на статус «пилотника» претендуют еще 20 территорий. Не попадем – ничего страшного: реализуем наше межмуниципальное соглашение вне проекта, выступая на федеральном уровне в качестве экспертов, что мы уже делаем. Хотя участвовать в пилотном проекте, конечно, интереснее.

- Почему? Ближе к центру?

- Поясню на местном примере. Сегодня многие жители Копейска возят детей в челябинские детские сады. И у Копейска, и у Челябинска есть планы по строительству детских садов. Но, может быть, нам надо не в обоих городах отдельно их строить, а возвести детский сад ближе к границе территорий? Это было бы рациональнее, дешевле. Однако ни существующий Бюджетный кодекс, ни другие законы не позволяют этого делать.

А в пилотных проектах будут формироваться поправки в федеральное законодательство, учитывающие такие вещи. Мы получим прямую связь с федерацией и возможность непосредственно влиять на изменения тех или иных законов. Кроме того, мы надеемся, что на эти «пилотники» будет выделяться дополнительное финансирование.

- Куда пойдут деньги?

- Речь не о конкретных деньгах, а о нашем участии в федеральных программах. Пятьдесят процентов, как известно, выделяет федерация, столько же регион. Вполне возможно, что для территорий, реализующих пилотные проекты, процент со-финансирования из федерального бюджета будет выше. Но это пока наши надежды.

- Предположим, в одной из территорий проходят выборы и вновь избранный глава решает радикально пересмотреть политику предшественника. Есть риск развала агломерации в таком случае?

- Мы сразу договаривались: пока идет цикл пилотного проекта (это три года), соглашение о межмуниципальном сотрудничестве действует. Даже если в «пилотник» не попадаем, никто не имеет права из соглашения выйти. По-прошествии трех лет каждый сделает выводы сам. Если это будет работающий проект, приносящий реальные рабочие места, и удобства для людей, ни один здравомыслящий глава из соглашения не выйдет.

- Три года – достаточный срок, чтобы привлечь инвесторов и почувствовать плюсы от реализации идеи?

- Этого времени достаточно для того, чтобы переговорить с инвесторами, понять, что нам мешает их привлечь и улучшить деловой климат. Кроме того, есть проекты, которые осуществить за три года вполне реально. Скоростную магистраль за это время не построить, но полигон для переработки отходов или логистический центр вполне реально.

- С агломерацией связываются и перспективы жилищного строительства. В черте Челябинска негде строить. Эта проблема звучит в ходе диалога с главами других территорий?

- Конечно, Челябинск зажат в своих границах. Есть пока одно направление, куда ему расти. И мы видим, как развивается сегодня Центральный район. Можно развиваться в сторону Сосновского района. Но есть целый ряд неудобств. Один лишь пример. Сосновский район расположен вокруг Челябинска. Для того чтобы машина скорой помощи могла попасть из Долгодеревенского в Сосновку, она должна проехать через весь мегаполис. Из Челябинска скорая выехать не может, это территория другого муниципалитета. Подобных проблем, на самом деле, масса.
Если говорить о строительстве, то инвесторы, глядя на границы города, задумываются над тем, что именно они, выйдя за эти границы, получат в виде инфраструктуры и услуг ресурсоснабжающих организаций. Потому что, повторюсь, на разных территориях пока действуют свои правила. Если мы в пределах города можем построить ливневую канализацию до определенного объекта, мы не учитываем того, что с другой стороны административной границы тоже канализация строится. Дополнительные затраты с обеих сторон, несогласованность, которые никому не выгодны. Поэтому важно, чтобы главы всех территорий понимали значимость каждого такого проекта и возможность учесть взаимные интересы.

VK31226318