Дом содержится лишь на доверии

Дом содержится лишь на доверии

Правительство России ограничивает темпы роста коммунальных тарифов. В 2015 году рост совокупного платежа за «коммуналку» не должен превысить 4,2 процента. Премьер Дмитрий Медведев в Челябинске пообещал, что тарифы будут пересматриваться не чаще, чем один раз в год, а после 2016 года - один раз в три-пять лет. Он также подтвердил, что увеличение тарифа не превысит уровень инфляции. Более высокий рост могут разрешить лишь местные депутаты. К чему это может привести с учетом проводимой в стране муниципальной реформы?

Тариф и «Лексус»

Право местных избранников санкционировать более высокие темпы тарифного роста вызвало самые горячие дискуссии в одной из секций всероссийского форума «ЖКХ - новое качество». Как известно, он состоялся в Челябинске по инициативе партии «Единая Россия» с участием премьер-министра Дмитрия Медведева. Глава кабинета министров и по совместительству главный «единоросс» выступил на пленарном заседании и встретился с модераторами четырех секций, работа которых завершилась за пару часов до его прибытия в наш город.

Во Дворце культуры железнодорожников обсуждались принципы начисления тарифных платежей. Ключевая проблема - как, ограничив тарифный рост, не подорвать развитие коммунальной инфраструктуры и поддержать менее обеспеченных граждан. Судя по тому, что именно на этой секции собрался костяк областного руководства во главе с председателем правительства Сергеем Комяковым, вице-губернатором Евгением Рединым и вице-спикером Юрием Карликановым, вопрос назрел. Работой секции руководил депутат Госдумы Мартин Шаккум.
В самом начале выступили руководитель фракции «Единой России» в федеральном парламенте Владимир Васильев, вице-спикер Александр Жуков, руководитель федеральной службы по тарифам Сергей Новиков. Последний участвовал в работе секции до конца, в том числе отвечая на вопросы партийцев.

Один из них продиктован сомнением: смогут ли муниципальные депутаты выдержать давление поставщиков коммунальных услуг, заинтересованных в тарифном росте.

- Мы же знаем, как депутатам выкручивают руки, чтобы они приняли «нужное» решение, - эмоционально выступила делегат одного из регионов. - И это решение - в интересах бизнеса, который и так чувствует себя хорошо. Как можно переизбираться, объясняя человеку, почему он должен платить повышенный коммунальный тариф в то время, как представители компании поставщика услуг разъезжают на «Лексусах»?!

Выступление было встречено аплодисментами.

«Единороссы» опасаются, что потребители будут социально менее защищены, чем сейчас, и предлагают дать депутатам возможность повышать тариф не более, чем на 15 процентов. В любом случае право выходить за правительственные рамки ограничений у местных депутатов сохранится. Это позволит учитывать нюансы развития коммунальной инфраструктуры в каждом из муниципалитетов страны.

Потребитель платит за все

По словам вице-премьера регионального правительства Сергея Шаля, в Челябинской области экономически обоснованный тарифный рост - 10 процентов. Ограничение, установленное федеральными властями, приводит к тому, что поставщики услуг могут недополучить 1 миллиард 200 миллионов рублей. В бюджете на компенсации предусмотрено 400 миллионов. Потребуются дополнительные средства из областной казны.

- Мы должны понимать, что в конечном итоге за все платит потребитель, - отмечает Сергей Шаль, - либо через тариф, либо через налоги предприятий…

Ростом последних сдерживается увеличение зарплат. Выход, по мнению регионального вице-премьера, - в повышении эффективности работы поставщиков услуг. С ним солидарны многие из выступавших.

Эксперт в сфере экономики города Сергей Сиваев сослался на европейский опыт: - Европейцы тратят на содержание своего жилья столько же, сколько на оплату коммунальных услуг, - сказал он. - Жилищные услуги улучшают качество дома, работают на капитализацию денег собственника, повышают энергоэффективность. Наши дома потребляют в два раза больше энергии, чем дома в странах Скандинавии.

Эксперт указал на самый очевидный источник экономии:

- Лифт в подъезде жилого дома используется лишь 30 минут в сутки, а свет в нем горит 24 часа, - напомнил он. - Есть о чем подумать.

Прозвучало предложение «единороссов» перенести платежи за общедомовые нужды из разряда коммунальных в жилищные. Это позволит именно управляющей компании взаимодействовать с поставщиками, например горячей воды и электроэнергии, решая с ними спорные вопросы.

Дмитрий Медведев эту идею поддержал, пообещав дать необходимые поручения правительству. Представитель ассоциации поставщиков холодной воды Елена Довлатова предложила в структуре совокупного платежа обеспечить более интенсивный рост цен на холодную воду.

- Даже в Москве тариф на 1000 литров воды составляет сегодня 27 рублей, в некоторых регионах он еще ниже, - отметила специалист.

Такая дешевизна, по мнению Довлатовой, убивает отрасль, приводит к сокращению ремонтных программ. В результате вода из крана течет грязная, а люди вынуждены тратить деньги на то, чтобы покупать ее в пластиковых бутылках.

Зампред Госдумы Александр Жуков к перспективе более интенсивного роста тарифов на холодную воду отнесся скептически и призвал повышать эффективность отрасли, развивая в том числе государственно-частное партнерство.

Вложения в инфраструктуру ЖКХ - вопрос болезненный. Вот и Медведев сетует, что инвесторы до сих пор с недоверием относятся к этой сфере.

- Хотя это бизнес, который не зависит ни от конъюнктуры мировых рынков, ни от внешнеполитических решений, - подчеркнул премьер. - Это бизнес навсегда, его просто надо грамотно выстроить.

Проблема в том, что любая сфера деятельности, касающаяся людей постоянно и непосредственно, выстраивается на доверии. Не случайно Дмитрий Анатольевич подчеркивает важность взаимной ответственности поставщиков и потребителей услуг ЖКХ:

- Нужно наказывать недобросовестных плательщиков, потому что, по сути, они перекладывают свои долги на добросовестных соседей, - подчеркнул он, предложив ужесточить ответственность на законодательном уровне как для потребителей-должников, так и для поставщиков услуг. Медведев не исключил введения жестких штрафов для управляющих компаний за неправильно начисленные платежи, или некачественный сервис.

Глава правительства призвал продолжить работу по созданию конкурентной среды на коммунальном рынке:

- Чтобы не жильцы ходили к управляющим компаниям на поклон, а управляющие компании боролись за доверие потребителей, - сформулировал он идеальный порядок вещей. Выразил уверенность, что закон о лицензировании предприятий ЖКХ будет принят уже к концу текущей сессии парламента. Управляющая компания получит бессрочную лицензию только тогда, когда докажет соответствие требованиям закона. Например, наличие необходимых материальных ресурсов.

Мартин Шаккум вообще предложил ввести институт профессиональных управляющих домами.

- Дом - сложное инженерное сооружение, - обосновал он свою идею.

Управляющий - посредник между поставщиком сервиса и собственником жилья. Скажем, подъезд моют уборщицы не из навязавшего свои услуги бывшего жэка, а из современной клининговой компании, способной обеспечить оптимальное для жильцов соотношение цены и качества.

Депутат теперь в ответе

Впрочем, это пока лишь - очерчивание некоего идеала. Повседневная же практика куда прозаичнее. Попробуем, например, представить, как правила начисления тарифов будут действовать на территории Челябинска в контексте муниципальной реформы. Правительство региона выходит в городскую Думу с предложением увеличить коммунальные тарифы не на 4,2 процента (как очерчивают рамки федералов), а на экономически обоснованные десять. Предположим, депутаты (их будут делегировать из числа районных) воспротивятся. Такое вполне вероятно, учитывая, что они попадают в парламент города именно через районные собрания. А депутаты района, в свою очередь, лицом к лицу встречаются с избирателями, которые могут высказать по поводу решений избранников все, что наболело.

Одно дело отвечать за собственный голос на официальной встрече с электоратом, а другое - возле своего же подъезда. То есть стимул не допустить высоких темпов роста тарифов у народных активистов есть и сейчас. Причем не так уж важно, при поддержке какой партии депутат получил свой статус. Символ «партийного медведя» как фактор укрепления партийной же дисциплины актуален в Государственной Думе (по крайней мере, это чувствуется через телевизионный экран). На местном уровне «пиар» побеждается жизнью. Об этом свидетельствовала атмосфера работы тарифной секции форума, многие участники которой к происходящему в стране, как оказалось, относятся критично.

- Сколько бы мы об этом ни говорили, все равно ничего не меняется, - прошептала, вздохнув, делегат форума, когда возник вопрос о том, чтобы упростить получение субсидий малоимущими.

- Недавно мы были вынуждены отказать в выдаче субсидии одной из семей, - поведал заместитель главы города Верхняя Пышма Николай Невструев. - Глава семьи состоит на учете в центре занятости, его жена - в отпуске по уходу за ребенком. Но отец семейства должен предоставить справку о доходах с прежнего места работы, а предприятие уже ликвидировано.

Ненормально, по мнению делегатов, и то, что пенсионеры вынуждены подтверждать право на получение субсидии каждые полгода, заново собирая весь пакет документов.

Дмитрий Медведев заверил, что субсидии малоимущим будут сохранены. Поддержал идею сократить количество справок, которые вынуждены собирать люди, чтобы доказать свое право на помощь. Но это же одно из решений, необходимость которого очевидна.

Успех же коммунальных преобразований в целом будет зависеть от уровня доверия людей не к Путину, Медведеву и губернатору, а к конкретным поставщикам тепла, воды и света, лоббирующим тарифный рост. Вот если они научатся цивилизованно объяснять, почему каждый жилец дома должен все большим рублем оплачивать в том числе дорогие иномарки менеджмента коммунальной компании (или, еще лучше, прислушиваться к доводам жильцов) - мы получим прогресс.

Глядишь, коммунальщики станут подробно рассказывать, на укладку каких труб, какой длины и диаметра потрачены конкретные деньги. А если все будет делаться через колено административного ресурса во имя экономической целесообразности, то не только агрессивный настрой людей к системе ЖКХ не снизится, но и доверие к муниципальной реформе рухнет. А она - все-таки шанс убедить власть и общество начать регулярно разговаривать друг с другом. Причем без злобы и раздражения.

VK31226318