Алексей Горячев: «Бюджет района нужно обсуждать с общественниками»
О перспективах муниципальной реформы, влиянии правящей партии и беспартийных горожан на работу районного парламента говорим с сопредседателем координационного совета по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления Челябинска Алексеем Горячевым.
- В чем особенность реформы местного самоуправления в Челябинске в отличие от других территорий области?
- В Челябинске преобразования более основательны. Меняется не только принцип утверждения глав районов, но и сами внутригородские районы обрели статус муниципалитетов. Соответственно, вся система местного самоуправления преобразуется кардинально. Раньше работа выстраивалась так: на уровне города принимались программы, а районные администрации их реализовывали. Главы могли лишь в процессе обсуждения программ давать рекомендации, но не более того. Сейчас же предполагается, что многие ключевые решения будут приниматься на районном уровне. Администрации и депутатам предстоит решать, какие проекты воплощать в жизнь и сколько денег для этого закладывать в местном бюджете. То есть у внутригородского района сейчас столько же полномочий, сколько у любого полноценного муниципалитета.
- Концепция реформы понятна. Но что произойдет на деле? Обретут ли районные власти реальную самостоятельность в оговоренных законом пределах?
- Сейчас, в переходный период, очень сложно делать такие прогнозы. Пока выполняется централизованно распределенный бюджет, который принимался еще прежним составом Гордумы. Финансовые взаимоотношения между городским и районным уровнями власти выстроены по старой схеме. Со следующего года ситуация должна измениться, и вот тогда можно будет оценить степень реальной самостоятельности муниципальных районов - в полной ли мере задействован потенциал, заложенный в концепции реформы. Сформируется и оценка деятельности местных депутатов - на основе того, какой бюджет они приняли и как его реализуют.
- Помимо качества бюджета, какие еще могут быть критерии оценки работы районных властей?
- Степень участия населения в обсуждении актуальных проблем. В том числе, финансовых. Есть такой термин: партиципаторное бюджетирование. Это непосредственное участие жителей в распределении части районного бюджета. По мнению специалиста Министерства экономического развития России, это форма работы очень удобна и эффективна. Она помогает не только экономить средства, но и снимать конфликтные ситуации между гражданами и органами местного самоуправления. Сейчас эта норма реализуется в виде публичных слушаний, предусмотренных 131-м федеральным законом. Вопрос в том, воспользуются ли граждане этим правом.
- Кстати, на городском уровне слушания по бюджету очень часто проходят довольно формально.
- Проблема в том, что в них участвуют, как правило, люди разных компетенций. Зачастую они не знают общей ситуации на территории города. В итоге предлагают решение какой-нибудь локальной проблемы, не учитывая интересы всех горожан. И здесь - источник конфликта между муниципальной властью и обществом. Когда общественники глубже погружаются в изучение проблемы, они соглашаются, что их проект вполне может быть отодвинут на второй или третий уровень приоритетов.
- Получается, муниципальная реформа позволяет сузить до района территорию, проблемы которой участник публичных слушаний должен отчетливо понимать. И это позволит общественникам быть более убедительными?
- Да. И, на мой взгляд, необходимо законодательно закрепить обязанность районных властей привлекать к обсуждению бюджета лидеров территориального общественного самоуправления. Активисты КТОС - жители муниципального образования, не понаслышке знают проблемы. Тем более у них есть опыт выявления ключевых, приоритетных задач. Они постоянно ведут прием граждан, организуют собрания, сходы.
- И если на городском уровне голос руководителя комитета ТОС иногда воспринимается как не очень весомый, то при взаимодействии с районной властью такой общественник - непререкаемый авторитет?
- Безусловно! Не надо забывать, что на данный момент лимит доверия людей у руководителя комитета территориального общественного самоуправления выше, чем у местных депутатов. Потому что с территории одного ТОСа выбирается по два, три, четыре депутата. И председатель комитета ТОС - тоже выборная должность - представляет интересы большего числа людей, чем каждый депутат в отдельности.
- А если говорить не о финансах, а о практике кадровых решений? Формально статус депутатов повысился, так как именно они избирают районных руководителей. Но ведь не секрет, что на практике кандидатуры глав внутригородских муниципалитетов утверждают на уровне города, если не выше. Со стороны кажется, что депутаты лишь соглашаются с принятым без них решением, выполняя роль статистов. Для этого и создана однопартийная инфраструктура.
- Отчасти согласен. Но вопрос в том, с чем сравнивать сегодняшнее положение дел. Мы прекрасно помним, какие были конфликты в парламентах разных уровней в начале 90-х годов. В той ситуации было очень сложно проводить через парламент жизненно необходимые законы. И это минус. Представляете, если районный совет будет состоять из одних самовыдвиженцев, у каждого из которых свои амбиции и взгляды на жизнь! Они просто не смогут работать. При влиянии правящей партии на выборный процесс вероятные конфликты интересов проговариваются и предотвращаются заранее.
- А проговаривая свое несогласие, депутат или общественник в правящей системе имеет шанс быть услышанным?
- Думаю, да. Если озвучивается дельное предложение, то почему бы его не принять. Иначе дискредитируется идея партийной работы. Люди просто не будут в ней участвовать, если не смогут на дискуссионной площадке даже заявить свою точку зрения.
- То есть инстинкт политического самосохранения позволяет правящей структуре учитывать разные позиции, в том числе на уровне местного самоуправления?
- Конечно! Да, есть ключевые решения, которые принимаются на федеральном уровне и по партийным каналам спускаются на места. Но с вопросами благоустройства и взаимодействия с населением лучше разбираться в районе.
- Влияние городской власти на эти сферы будет ослабевать?
- Есть все основания так думать. Особенно если полномочия районов подкрепят финансами, что, как я уже говорил, предполагается сделать. Естественно, это не противоречит наработанной практике реализации общегородских проектов. Сейчас, например, обсуждается вопрос о распределении зон ответственности между городом и районами по содержанию разных элементов транспортной системы.
- Не вредит ли партийное влияние качеству отбора депутатских кадров? Возьмем ваш пример. Вы – авторитетный общественник, выйдя на выборы самовыдвиженцем, проиграли кандидату от «Единой России». Не оказывается ли значительная часть активных и толковых людей за бортом местного самоуправления лишь потому, что они вне партии?
- Нет. Сам по себе партийный бренд кандидату дает немного: важнее все-таки личный авторитет. Направленного против себя административного ресурса я тоже не чувствовал. В моей ситуации сыграла роль плохо отработанная мною предвыборная кампания. Я просто воспользовался своим гражданским правом быть избранным, но не более того. А человеку, который впервые выдвигается, к тому же самостоятельно, необходимо учитывать массу факторов. И финансовый в том числе. С другой стороны, влиять на ситуацию в районе можно и без депутатского мандата. Для этого общественникам нужно начинать работу в комитетах ТОС по месту жительства. Тем более, депутат, если он уже сформировавшийся политик, понимает: ему нужно находить формы постоянного взаимодействия со своими избирателями. Опытные депутаты идут по проторенному пути - делают председателей комитетов ТОС своими официальными помощниками. В итоге председатель комитета ТОС может влиять на принятие решения, а депутат понимает, чего от него ждут.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве