Счастье луковое

Счастье луковое

Первые дни нового года отметились не по-российски сдержанным ростом цен на самое необходимое. Овощи на рынках Челябинска (за исключением помидоров и огурцов) остались на том же ценовом уровне, что и в предновогоднюю неделю. А в супермаркетах произошло даже незначительное удешевление даров земли.

Падение «курса» капусты

— Рынок продовольствия стабилен, — говорит начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза области Анатолий Малишевский. — Овощей в сельхозпредприятиях запасено достаточно. На днях руководители хозяйства «Ильинка» попросили нас пристроить десять тонн репчатого лука, так как по существующему графику продаж реализовать его полностью до следующей осени не удастся.

«Салатную идиллию» портят огурцы и помидоры. Первые подорожали в среднем на 10-20 рублей и стоят от 109,9 рублей в «Молнии» до 128,4 в гипермаркете «Наш». Томаты подскочили в цене еще существеннее.

— Помидоры и огурцы завозят в основном из других регионов, например, Средней Азии, — объясняет дороговизну заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский. — Огурцы, правда, выращивают в хозяйстве «Тепличное». Но покупатель нередко предпочитает южный овощ с открытого грунта. Спрос и формирует цену.

По мнению Барановского, удешевление местных плодов отчасти объясняется временным снижением спроса на них.

— Люди заготовили овощи перед праздниками, — говорит Валентин Барановский. — Поэтому сейчас покупают их не столь активно. Однако определяющее влияние на цену, безусловно, оказывают запасы на складах оптовиков и производителей.

Некоторые наблюдатели странную для начала года стабильность объясняют предстоящими в марте выборами мэра. Дескать, местный градоначальник бдит и гасит все, что может вызвать хоть какой-то протест. Зато после мартовского волеизъявления избирателей продукты в Челябинске с точки зрения цены будут выглядеть как огурчик. В смысле — так же подорожают.

— Не факт, — «успокаивает» источник в мэрии. — Никто не гарантирует, что цены не начнут колебаться в сторону роста еще раньше. Это же как с валютным курсом и девальвацией рубля — предсказать невозможно.

Цену на молоко «остудят»

У представителя минсельхоза Анатолия Малишевского прогноз более оптимистичный. Беспокоит, правда, рост цен на электричество. Тем не менее с помощью диалога с производителями и торговыми сетями продовольствие можно оставить относительно дешевым. Однако покупатели уже отмечают удорожание молока в торговых сетях «Молния» и «Патэрсон». К тому же местного продукта, по наблюдениям, становится все меньше.

— Действительно, в декабре молоко в этих супермаркетах подорожало примерно на три процента, — комментирует Малишевский. — Но руководители «Молнии» заверили нас в том, что в ближайшие дни вернут цену на прежний уровень. На прилавках появится весь ассортимент продукта от производителей Южного Урала. Аналогичные переговоры мы намерены провести и с сетью «Патэрсон».

Кстати, вопреки действующему с 1 января техническому регламенту на молоко (на пакетах должно быть написано, что именно продается — молоко или молочный напиток), продукт по-прежнему реализуется в упаковке старого образца. По словам чиновников, нарушений здесь нет. Новая тара на предприятиях давно готова. Ее начнут использовать, как только израсходуют старую.

Кризис гасят нашим маслом

— Это издевательство! — говорит молодой человек своей спутнице, глядя на витрину с подсолнечным маслом в «Нашем гипермаркете». Он безуспешно пытается найти привычный бренд. — Что, «Россиянку» теперь брать, что ли?

Действительно, характерного для прошлых месяцев разнообразия марок как не бывало. Помимо «Россиянки» доминирует «Корона изобилия» копейского производства. В «Молнии» бутыль странноватым объемом 0,97 литра стоит 59 рублей 90 копеек.

Сужение масляного ассортимента чиновники объясняют избирательностью спроса: местное в кризис покупается лучше, потому что оно дешевле и тщательнее контролируется.

— Дорогое масло из магазинов просто вымыло, — говорит Валентин Барановский. Впрочем, он не исключает наличия технических накладок во взаимоотношениях сетей и их поставщиков.

— Но это явление временное, — говорит Валентин Владимирович.

По наблюдениям чиновников, на активности покупателей кризис пока не сказался. Об этом говорит, например, незначительный рост цен на сахар. Да и остальные продукты потребительской корзины, по меньшей мере, не дешевеют. Кроме того, покупатели заметили рост цен на кофе, импортный сыр, туалетную бумагу.

— Как утверждают руководители торговых сетей, товарооборот в сравнении с началом прошлого года не снизился, — говорит Анатолий Малишевский.

Кстати, это демонстрируют и вечерние очереди в челябинских магазинах.

Завтра откроется ярмарка

17 января в 9 часов в Челябинске, перед Дворцом спорта «Юность», откроется первая в этом году ярмарка. Селяне опять привезут дешевые продукты. Этот почти регулярный однодневный рынок по уровню цен становится в городе одним из самых доступных. Традиционные нередко дороже супермаркетов.

— Неудивительно, — говорят в минсельхозе, — на рынках торгуют в основном перекупщики, а в магазины селяне поставляют овощи без посредников.

Между прочим, в «Ильинке» скоро заработает новая линия по фасовке овощей. Пока, правда, немытых. Но сетевики, которые раньше возмущались по поводу грязи на морковке и картофеле, теперь готовы сотрудничать и на этих условиях.

VK31226318