Посети ближнего своего

Посети ближнего своего

Антикризисное турне губернатора Петра Сумина в конце прошлой недели усилил своим участием полпред президента в УрФО Николай Винниченко. Задание отследить, как ведет себя кризис, он получил от Дмитрия Медведева. Причин начать мониторинг с Южного Урала несколько. Во-первых, в пятницу в Челябинске проводил совещание по строительству министр регионального развития России Виктор Басаргин. А такое пропустить сложно, тем более что стройиндустрия рассматривается в верхах как локомотив отечественной экономики. Во-вторых, стабильность в промышленно развитой области чрезвычайно важна. И потом «вы ближе всего к Екатеринбургу», признался полпред.

Наш хлеб-соль

Главам округа и области на предприятиях показывали образцы продукции. Кыштымское машиностроительное объединение не поленилось разместить бурильный станок прямо перед зданием горадминистрации, где полпред, губернатор и местная элита собрались говорить о кризисе. До этого они побывали на местном медеэлектролитном заводе, где из-за отсутствия сырья сегодня работает лишь один цех из трех. В ближайшие месяцы планируется высвободить 170 тружеников. Но они остаются на предприятии, которое осваивает новое производство материалов. Зарплату заводчанам удалось повысить в 2008 году с 13 966 до 15 263 рублей. Выдают ее вовремя: помогло увеличение доли производства драгметаллов. Цена на них не упала в отличие от меди, подешевевшей вдвое.

В центре цеха Копейского машзавода — комбайн КП-21. Таких проходческих машин здесь производят до 50 в год. Они задействованы в Якутии, Приморском крае, Воркуте, на Шпицбергене. А еще — на стройках сочинской Красной поляны и екатеринбургского метро. В кризис рассчитываться за технику стали медленнее. Но заводчане надеются на угольщиков — клиентов, которых государство обещало поддержать. Есть перспективы и у другого детища завода — комбайна «Урал-20Р». Его применяют при добыче калийной руды и каменной соли. По производству этой техники копейчане на российском рынке почти монополисты. Персонал на копейском заводе сокращать не будут, хотя работают здесь всего три дня в неделю.

Светлый пример Обамы

В правительстве области Николай Винниченко встретился с крупными бизнесменами. Приехали председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников, глава ОАО «Трубная металлургическая компания» Дмитрий Пумпянский, вице-президент ОАО «Лукойл» Сергей Кукура. Всего собралось два десятка человек.

Вступительное слово Николай Александрович произносил запыхавшись. Судя по всему, к олигархам спешил. Такое чувство, что с третьего этажа губернаторской резиденции (из первой приемной) на четвертый (где проходило совещание) поднялся пешком. Извинился, что пригласил бизнесменов в субботу. Потом заговорил о наболевшем.

По изношенности основных фондов УрФО занимает первое место в России. У нас — 50 процентов, в стране — 45. С таким оборудованием в реальной конкуренции не выживешь. По словам Винниченко, собственники ряда предприятий до кризиса вели себя вальяжно, накапливали «жирок», переводя средства в западные банки, а не на перевооружение собственного производства.

— Сейчас важна не погоня за сверхприбылью, а минимизация кризисных явлений, — подчеркнул полпред и призвал бизнесменов беречь кадры.

— Нельзя резать по живому. Те, кто сегодня окажется на улице, станут самыми обездоленными. Они не пожалеют ни вас, ни губернаторов, ни федеральный центр, — предсказал Николай Александрович, упомянув события в Прибалтике.

Требование платить людям вовремя зарплату также никто не отменял:

— Когда слышишь, что руководители компаний распределяют между собой дивиденды, а сами при этом имеют задолженность перед работниками — это режет слух.

Кстати, в Челябинской области сумма долгов по зарплате на коммерческих предприятиях с декабря по январь сократилась со 156 до 70 миллионов рублей.

— Резервы у предприятий есть. Практика прокурорского реагирования показывает: задолженность сокращается быстро, — комментировал полпред ситуацию. Долг перед тружениками в УрФО — 212 миллионов. Тогда как в Центральной России он достиг полутора миллиардов рублей.

— Смотрите, с чего начал Обама, — продолжил Николай Александрович. — Заморозил рост зарплаты сотрудникам Белого дома. С одной стороны, это популизм, с другой — демонстрация ответственного отношения государства к проблеме. И если на таком фоне владельцы крупных компаний станут делить прибыль между собой, это будет неправильно.

Впрочем, генеральный директор ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» Валерий Платонов Обаму опередил. Он еще минувшей осенью зарплату свою и работников управленческого аппарата поставил в жесткую зависимость от производственных объемов. Средний заработок заводчан из-за кризиса снизился с 18 до 12 тысяч рублей, но на участках, где спад не проявился, он остался прежним. Часть персонала, чтобы не увольнять, планируют задействовать на обновлении мощностей предприятия.

Беречь людей стараются и на миасском автозаводе «Урал». Расходы на содержание управленческого персонала, по словам генерального директора Виктора Кормана, сократились наполовину. Избыток численности персонала — 2,5 тысячи человек. Значительную часть из них, возможно, переведут в дочернее общество с клининговым направлением. То есть люди временно займутся уборкой территории. Полпред оценил этот опыт. Позднее сказал, что федеральное правительство гарантирует регионам финансы для создания новых рабочих мест. Но деньги пойдут лишь тем субъектам РФ, которые оплатят пять процентов суммы из собственных бюджетов. Губернатор Петр Сумин сказал, что Челябинская область деньги на это в любом случае найдет. Пока в регионе 33,5 тысячи безработных. Более 70 тысяч человек трудятся в режиме неполного рабочего времени.

Виктор Корман пожаловался: лоббисты пытаются перетянуть заказ государства на КамАЗ.

— Хотелось бы справедливого и прозрачного подхода при его распределении, — сказал машиностроитель. И добавил: в Татарстане местные власти запретили покупать грузовые автомобили где бы то ни было, кроме КамАЗа. Полпред назвал подобный запрет промышленным шовинизмом и сказал, что руководство республики наверняка скоро поправят. Тем не менее Валерий Платонов заметил: глупо покупать продукцию за пределами региона, в то время как свои производят не хуже.

— Но это не означает закрытия рынка для других, — подчеркнул Валерий Михайлович. Он также предложил формировать в госрезерве запас производимых уральскими заводами машин. Когда кризис пройдет, они могут понадобиться.

Вопрос о госзаказе Николай Винниченко пообещал озвучить перед вице-премьером Сергеем Ивановым и министром обороны страны Анатолием Сердюковым.

Зачем олигархам деньги?

Бизнесмены сетовали на бюрократов. Чтобы получить добро на воплощение нового проекта, нужно собрать сотни подписей. Настораживает и задолженность перед бизнесом компаний с сильным государственным участием. К примеру, «Газпром» недоплатил трубопрокатчикам, те, в свою очередь, не рассчитались с металлургами, что сказалось и на платежах в угольную отрасль.

Денежная поддержка государства до предприятий также доходит с трудом. Хотя это могло бы стать дополнительной гарантией для банков. Рентабельность многих компаний в кризис — отрицательная, незакрытых кредитов — достаточно. В итоге отечественные финансисты вообще не кредитуют промышленников либо дают в долг под драконовский процент — от 15,5 до 40. А это опять же деньги на модернизацию, где можно задействовать людей. Полпред обещал проблемой заняться. Напоследок отметил:

— Кризисные явления не столь глубоки, как мы предполагали. Тенденция к увеличению спроса на продукцию есть.

О политической ситуации в регионе глава округа предпочел говорить в закрытом режиме. Даже поторопил операторов: «Побыстрее размонтируйте аппаратуру».

VK31226318