Испытание кризисом

Испытание кризисом

Несмотря на спад производства, ашинские металлурги продолжают реконструкцию и пытаются сохранить кадры.

Глобальный экономический кризис застал градообразующее предприятие Аши в момент, когда реконструкция сталеплавильного производства была, можно сказать, на пике. Через полгода металлурги планировали запустить электропечь. Не помешал ли кризис осуществлению планов предприятия? Этот вопрос мы задали генеральному директору ОАО «Ашинский металлургический завод» Владимиру Евстратову.

- Конечно, основной удар кризис нанес по нашей инвестиционной программе. Сегодня в реконструкцию у нас вложена примерно половина от запланированных средств. Рассчитываясь, мы забирали деньги из оборотных средств, брали кредиты. Если бы этого не делали, смогли бы сформировать финансовый запас года на два, и мы бы не почувствовали кризиса. Вместо того чтобы поскорее ввести в строй ряд объектов, нарастить объемы производства и продаж, а значит, окупить затраты за счет увеличения прибыли, нам пришлось приостановить их строительство. Однако модернизировать производство мы не прекратили, как и выпуск новых видов продукции. Более того, считаем, что нам сейчас это крайне необходимо.

Мы, например, реконструировали методическую печь № 3 в первом листопрокатном цехе. Она жизненно необходима. Тем более, что в результате реконструкции ее производительность увеличится с 70 до 90 тонн в час, а расход топлива уменьшится. Поддержание оптимальных режимов с помощью автоматики должно повысить качество прокатанного листа.

Чтобы реализовать больше нашей продукции, мы смонтировали автоматизированную машину термической резки - первую из двух, предусмотренных проектом. Предназначена она для резки листа-«толстяка». Машина не только облегчит труд. Она сможет резать товарный лист необходимых размеров и получать из него заготовки всевозможной формы как для своих нужд, так и для сторонних покупателей. Сейчас нам очень важно любыми способами привлечь к себе заказчика. Вполне вероятно, что этому помогут дополнительные услуги по фасонному раскрою листа.

- Труд подрядчиков надо оплачивать, да и оборудование стоит недешево. Как теперь будете с ними рассчитываться?

- Денег нет. Пытаемся реструктуризировать долги. Приходится заключать долгосрочные договора, растягивая платежи до первого квартала 2010 года.

Оборудование, так уж получилось, мы закупили еще до кризиса. А подрядчиков привлекаем лишь на специализированные работы. На остальные (в основном это нулевые циклы) создаем рабочие бригады из своих людей, освободившихся с производства. Таким образом мы решаем проблему их занятости, платим зарплату.

- Надеетесь сохранить опытные кадры?

- Мы без сожаления избавляемся от тех, кто нарушает трудовую и технологическую дисциплину. Но стремимся любыми путями сохранить для завода остальных. Эту задачу я как директор считаю для себя главной. Кризисы приходят и уходят. А исход специалистов - утрата невосполнимая. Потерянные кадры в одночасье не подготовить, на это уйдут годы. Да, сейчас из-за отсутствия прибыли снизилась заработная плата, мы закрыли прием. Но у тех, кто хочет остаться на заводе, есть возможность переучиться и получить нужные предприятию специальности. Кадры будем беречь. С начала 2008 года фактическая численность заводчан снизилась на 216 человек, но среди уволившихся с предприятия 89 пенсионеров. Сокращали мы в основном вакантные места. Практически с завода по сокращению ушло менее 40 человек, из них восемь инженерно-технических работников.

- Производство падает. К чему это привело?

- Да, к концу года объемы производства упали у нас до 25-27 процентов от достигнутых ранее показателей, резко выросли затраты на рубль товарной продукции. Сложившаяся ситуация потребовала неординарных мер. С января 2009 года мы были вынуждены приостановить работу сталеплавильного комплекса, потому что на территории завода скопилось 34 тысячи тонн заготовки, которую из-за падения спроса на металлопрокат не могли переработать в прокатных цехах.

- Какие меры принимаете, чтобы исправить сложившееся положение?

- Менеджеры отделов маркетинга, сбыта, внешнеэкономических связей, руководители цехов в ноябре-декабре ездили в командировки - искали заказы. Все подразделения ищут новую продукцию и потребителей на нее, расширяют сортамент. По ценовой политике с каждым покупателем ведется индивидуальная работа. Стараемся сохранить существующих заказчиков и найти новых. Предпринятые нами антикризисные меры постепенно начали давать результаты.

- И что удалось?

- На сегодня у нас имеется определенный объем заказов. Например, наш новый покупатель - производитель металлоконструкций - заказал нам узкий лист шириной 1300 миллиметров и длиной до 11,7 метра. Раньше листопрокатный цех № 1 таких никогда не делал, длина выпускаемого им листа не превышала девяти метров. Приняли экспортный заказ на изотропную ленту толщиной 0,1 миллиметра. В итоге пришлось с 3 января изменить работу стана-2850: мы перевели его с односменного на двухсменный график, а в дальнейшем планируем перевести на трехсменный.

- Но мартен стоит. Каков ущерб от этого? Ожидается ли пуск?

- Остановку мартеновских печей мы используем для проведения их ремонта. Очень трудно прогнозировать, но если ситуация будет развиваться примерно как сейчас, и листопрокатный цех № 1 будет выпускать ежемесячно около 30 тысяч тонн продукции, то к 28 января мы запустим сталеплавильный комплекс пока на двух мартеновских печах.

- Завод содержит немало социальных объектов. Не собираетесь передавать их в муниципальную собственность?

- В общей сложности затраты на содержание социальной сферы в 2007 году составили 81 миллион рублей. В 2008 году они сократились за счет того, что эти подразделения стали больше зарабатывать. Когда наступил кризис, совет директоров акционерного общества принял решение об уменьшении дотаций на содержание соцсферы. А ее руководителям поставили задачу: перейти на самоокупаемость. Предприятие капитально отремонтировало здания, вложило деньги в дорогостоящее оборудование.
Теперь, будьте добры, зарабатывайте себе на жизнь сами.

И у некоторых это уже получается. Например, профилакторий «Металлург» работает без убытков.

А насчет передачи объектов социальной сферы в муниципальную собственность… Даже если бы мы сейчас захотели это сделать, ничего бы не вышло: у городского поселения средства на эти дела в бюджете не предусмотрены. В середине 2009 года вернемся к этому вопросу. Если обстановка изменится в лучшую сторону, завод сможет сам содержать соцкультбыт. Тогда какой смысл передавать его городу? А если будет хуже - посмотрим.

Лидия РОДНИКОВА

VK31226318