Рубль с молоком
Цены на продовольствие ползут вверх, а торговые сети не спешат рассчитываться с поставщиками.
Изготовители молочных продуктов напряглись. Торговые сети не рассчитываются с ними за уже проданный товар. Молочники, в свою очередь, задерживают платежи селянам, у которых перед весенней страдой каждая копейка на счету. Для обычного посетителя супермаркета это означает следующее: денег продавцам катастрофически не хватает. Они их должны где-то брать. Карманы покупателей, даже скудеющие на глазах, оказываются весьма кстати.
«Это же не консервы!»
Официальная статистика фиксирует трехпроцентное повышение цен на продовольствие (в том числе молоко) с начала года.
— Рост совершенно необоснованный, — говорит начальник отдела развития пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза области Анатолий Малишевский. — «Балуются» с ценами многие, особенно сеть «Патэрсон».
По мнению эксперта, так торговля компенсирует недостаток оборотных средств, появившийся после ужесточения банками условий кредитования. Другая возможность прикрыть финансовую брешь — придержать оплату поставщикам. Время расчета за поставленное в магазины молоко, по данным минсельхоза, достигает 45 суток.
— Это абсурд, — возмущается Анатолий Малишевский. — Пакет молока — не консервы. Продается за 24 часа. Почему деньги производителям поступают не сразу? Ответ очевиден: продукт реализуют каждый день, рассчитываются один раз в полтора месяца. Создаются те самые оборотные средства. Но ведь накапливать их за чужой счет нечестно.
— Краснодарская сеть «Магнит» задолжала нам около 100 тысяч рублей, — говорит генеральный директор Копейского молочного завода Александр Балмашнов. — В итоге мы уже четыре месяца не возим туда продукцию. Работаем с небольшими магазинами. Крупные сети не платят или не пускают к своим прилавкам. Они связаны эксклюзивными договорами с нашими конкурентами из других областей.
Глава Южноуральского молочного завода Виктор Штейнерт на «Магнит» не жалуется. К трудностям «Молнии» тоже относится с пониманием. Хотя компания рассчитывается с заводом в течение не десяти дней, как значится в договоре, а в пределах месяца.
Зависимость сетевиков от головных предприятий очевидна. В челябинском представительстве «Магнита» даже отказались комментировать ситуацию, отправив в головной офис компании. Эксперты призывают не перекладывать вину друг на друга, называя ритейлы звеном, далеко не всегда определяющим конечную цену.
Однако, по мнению специалистов минсельхоза, торговля, сама того не осознавая, вгоняет покупателей, производителей и саму себя в экономический коллапс. При трудностях во взаиморасчетах возникает риск снижения объемов производства. Это стимулирует рост цен, что снижает покупательскую способность людей. Замкнутый круг.
Ранее правительство региона инициировало и заключало соглашения между властью, торговлей и производством о неповышении розничных цен. Сейчас ставка сделана на гибкость и убедительность доводов в общении со всеми собирателями продуктовой корзины. Чиновники надеются на «понимание процесса» бизнесменами и их выдержку. Александр Балмашнов уверен: в течение полугода цены на молоко его предприятие повышать не будет. Хотя бы потому, что сырья сейчас в избытке и оно относительно не дорогое. С ним согласен и глава Южноуральского молочного завода Виктор Штейнерт:
— Объем реализации в сравнении с прошлым годом итак несколько ниже. Рост отпускной цены на один процент снижает продажи на два процента. Покупатель сейчас очень чувствителен.
Игры со временем
Селяне области заявляют о готовности привозить молоко на областной рынок без всяких посредников. Проблема в том, что рынки должны элементарно быть. Причем не такие, как в Челябинске, продукты в которых стоят дороже, чем в супермаркетах. Специалисты давно твердят: необходима альтернатива в виде муниципальных торговых рядов. Однако дальше заявлений дело не движется. Существующие коммерческие рынки, по логике, должны отмереть как класс. Но кризис с его предрасположенностью к организованной уличной торговле наверняка внесет свои коррективы. Крестьянам это не на руку, так как через существующие рыночные тернии до покупателя не достучишься.
Зато производители других регионов без проблем реализуют продукт в местных супермаркетах. Вопрос о его качестве вызывает вопросы. У продавцов свои резоны.
— Молокозаводы из других регионов не повышают цены на продукцию, даже снижают ее, а южноуральские производители на это не идут, — говорит представитель торговой сети «Проспект». — Нам выгоднее работать с компаниями, которые гарантируют стопроцентный возврат непроданного в магазине молока. Местные на это не идут.
Индивидуальный предприниматель из Коркино Валентина Бондаренко дважды обращала внимание на странности маркировки даты изготовления продукта тюменского молокозавода «Золотые луга». Получалось, что молочко с сибирского конвейера дотекло до коркинского прилавка за шесть часов. Даже при наличии хороших дорог создается ощущение, что покупателя держат за дурака. А дороги у нас известно какие.
Делом занялся коркинский отдел Роспотребнадзора. В мае В. Бондаренко получила ответ: «… есть основания предполагать, что на заводской упаковке молочных продуктов не отражаются истинные дата и час выработки». Кстати, сейчас на исследовании в Роспотребнадзоре находится еще один экземпляр продукции из Коркино с сомнительной датой.
Уходит покупатель — смерть корове
Парадокс в том, что сегодня жители Южного Урала пьют молока вдвое меньше нормы, а сельхозпроизводители не могут его продать. Хотя сезонный пик производства еще не наступил. Буренки не вышли на пастбища. Если проблему сбыта не разрешить, рано или поздно это чревато сокращением поголовья. Того, которое так героически восстанавливали. По мнению Анатолия Малишевского, проблема — в отсутствии взаимодействия между заказчиком (торговой сетью) и молокозаводами. В итоге и на полках пусто, и продукт девать некуда.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве