Хлебу — статус кво
Несмотря на разговоры о том, что в кризис пищевой отрасли живется лучше других, экономический спад подкосил и этот сектор.
В Совете Федерации прошло расширенное заседание депутатов комитета по аграрно-продовольственной политике и аграрного комитета Госдумы с участием Российского союза пекарей. В итоге правительству РФ и президенту Дмитрию Медведеву направлено обращение с рядом предложений, о которых рассказал депутат Госдумы, президент НП «Союзпищепром» Александр Берестов.
Переработчик равно производитель
Цены на хлебобулочные изделия должны быть реальными, уверены члены комитета по аграрной политике. Хлеб — соцпродукция, повышать ее стоимость нельзя. Зато монополисты и поставщики необходимых для хлебопечения товаров не стесняются «растить» на них цены.
Цены на основные виды сырьевых, топливно-энергетических ресурсов и услуг продолжают расти. В течение 2008 года цены на муку высшего сорта возрастали с 9,5 до 15 тысяч рублей и выше. В первом квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост цен составил: на дрожжи — 45 процентов, сахар — 38,5, соль — 46,1, воду — 22, упаковочные материалы — 30, запасные части к импортному оборудованию — 40, электроэнергию — 25—30, газ — около 10.
При этом несложно предположить, что в течение этого года ситуация будет усугубляться в связи с нынешним положением экономики. А между тем свыше 60 процентов основных фондов хлебопекарных предприятий и перерабатывающих комбинатов изношены и устарели. Более половины оборудования, нужного на замену, имеется только в импортном производстве, и теперь его стоимость будет только расти так же, как рубль падать.
Монополисты — тема вообще отдельная. «Драконовские условия», - уверены пекари. За электроэнергию и газ предприятиям установлены авансовые платежи и лимиты потребления, которые не учитывают колебаний спроса на продукцию. За недобор и перерасход газа выставляются штрафы, в итоге повышающие себестоимость хлебного производства.
С другой стороны, непростые взаимоотношения хлебозаводов с сетевой торговлей. Отсрочки платежей за поставленную продукцию ритейлеры затягивают на два и более месяцев. При этом практикуется взимание с КХП денег, не имеющих отношения к поставкам — плата за вход, за украденную в торговом зале продукцию, мерчендайзинг и прочее.
Заемные средства уже не спасают, а порой как раз наоборот: банки, как известно, повышают кредитные ставки и пока не очень идут на понимание того положения, в котором оказался в кризис реальный сектор экономики.
В результате большинство хлебопроизводителей просто не имеет возможности ремонтировать, восстанавливать и модернизировать мощности и технологии. Для этого придется вынужденно повышать стоимость хлеба. Ведь на хлебопекарные предприятия не распространяются виды господдержки, включая возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в российских кредитных организациях, и займам в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
— За последнее десятилетие заметно сократился выпуск такой продукции, как ржаной хлеб, хлеб с отрубями и прочая полезная для здоровья продукция, — рассказывает Александр Берестов. — Интересы укрепления здоровья населения требуют увеличить выпуск ржаного хлеба с 1,5—1,8 до 2,5—2,8 миллионов тонн в год. Крайне незначительны объемы выработки хлебобулочных изделий лечебного и профилактического назначения — всего лишь около ста тысяч тонн в год, при потребности 1—1,5 миллиона тонн. Увы, их выместили с прилавков коньюктурные, более выгодные экономически, но обладающие меньшей пользой сладкие булочки, круассаны, дорогущие кексы всех мастей и тому подобное. Сухие диетические смеси, которые можно было бы использовать в лечебно-оздоровительных учреждениях и в домашних условиях, вообще практически ушли из продажи. Решение этого вопроса также затормозилось с началом кризиса — КХП сделали и будут делать упор на то, что им выгоднее и менее затратно. Можно ли требовать от переработчиков заботиться о выпуске лечебно-профилактической продукции, когда разрушается производство?
Депутаты-аграрии предлагают включить комбинаты хлебопродуктов, заводы первичной и дальнейшей — промышленной переработки в число сельхозпроизводителей с возможностью получения соответствующих льгот и дотаций. А плоды деятельности хлебопекарной отрасли — в перечень сельхозпродукции. Также предлагается предоставить регионам субсидии на закупку отечественной муки и технологического оборудования. «Хлебному» производству необходима господдержка в 2009—2011 годах, обещающих стать еще сложнее. Еще нужен комплекс мер, которые усовершенствуют отношения между поставщиками основных ресурсов и «пекарями». И просто элементарной становится в кризис отмена авансовых платежей. Тогда хлебу кризис не страшен.
Американские окорочка вернутся?
В качестве сокращения расходов бюджета на 2009 год, который многие аналитики прогнозируют как пик экономического кризиса, Министерство финансов предложило урезать на 9,3 миллиардов рублей программу восстановления села. Что это означает для сельчан и как отразится на всех россиянах?
Что дала программа для сельского населения за последние годы? Оживление жилищного строительства и обустройства сельских поселений, улучшение качества образовательных и медицинских услуг.
Однако в последнюю пятилетку упадок села только приостановлен, поскольку яма, в которой деревня находится последние лет 17, слишком глубока: за эти годы число школ в сельских территориях уменьшилось более чем на 12 тысяч, детских садов — на 21,5 тысячи, участковых больниц — на 4,3, фельдшерско-акушерских пунктов — на 6,4, обеспеченность сельчан больничными койками на 10 тысяч жителей составляет всего 39 процентов…
По-прежнему остра проблема обеспечения сельчан питьевой водой — вывод водопроводных сетей из-за плохого технического состояния опережает ввод. Так что говорить, что село вышло из кризиса, все еще рано, пока только наметился прогресс, хотя работа сделана колоссальная.
Что означают цифры 9,3 миллиарда, которые госфинансисты предлагают «оттяпать» у АПК?
— Значит, в этом году не будет введено полтора миллиона квадратных метров жилья для граждан, проживающих на селе, школ на три тысячи ученических мест, 20 фельдшерско-акушерских пунктов, сорвутся программы по газификации и обеспечению сельчан питьевой водой, — обрисовывает ситуацию Александр Берестов. — А также село потеряет 20 тысяч рабочих мест. Думается, что это только приблизительные цифры, на деле все может оказаться намного плачевнее.
Видимо, по мнению Минфина, аграрный сектор либо самый богатый в российской экономике, либо самый ненужный. Ясно, что в обоих случаях все как раз наоборот. Выходит, аграрный сектор снова ждет разруха, а всех россиян — американские окорока на магазинных прилавках, польское печенье и импортные макароны с кашами? А отечественные переработчики — колбасные цеха, молокозаводы и хлебокомбинаты — окажутся на «удочке» у заграничных производителей по курсу доллара? Проще говоря, зависимость от заграницы в одном из стратегически самых важных аспектов — продовольственном. Западных фермеров кризис вряд ли подкосит столь же глобально. Во-первых, их фундамент не сравнить с нашим, не говоря уж об автоматизации и финансировании сельского хозяйства. Техника же там такого уровня, что один человек на селе в Европе производит в три—четыре раза больше российского крестьянина. Неудивительно, что у них в сельском хозяйстве занято три процента населения против наших двенадцати.
Аграрный комитет намерен выступить категорически против такого бюджета: нельзя снова толкнуть крестьянина в яму, из которой он только-только начал выбираться, веря в будущее и забывая бутылку.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве