Металл, рельсы и новые трубы

Металл, рельсы и новые трубы

Ближайшие два года для промышленности Южного Урала знаковые. Начнут действовать три ключевых объекта: стан «5000» на ММК, цех по производству труб большого диаметра на ЧТПЗ, а Челябинский металлургический комбинат откроет производство рельсов для железных дорог. Когда кризис крепчает, все это внушает, с одной стороны, оптимизм, с другой — сомнения: способны ли три источника промышленного роста вытянуть экономику региона.

В центре глобальных проектов

Новые объекты уже окрестили «стройками века». Причем говорят об этом почти без иронии. Их действительно можно назвать таковыми если не по масштабам, то по сути. Эти проекты не регионального, а общероссийского значения, учитывающие целый комплекс интересов страны, вплоть до международных.

К примеру, потребителями труб большого диаметра, которые произведут в новом цехе ЧТПЗ, станут крупнейшие нефтегазовые компании России. Их интерес связан с перспективами продвижения углеводородного топлива на Запад. Можно бесконечно ерничать по поводу «страны как сырьевого придатка», «зависимости от нефтяной иглы», однако очевидно, что в обозримом будущем нефтегазовая составляющая в экономическом взаимодействии России с партнерами будет как минимум одной из ключевых. Не воспользоваться этим для развития как отдельно взятых бизнесов, так и региона в целом глупо. Кроме того, проект ЧТПЗ стимулирует внутриобластную кооперацию. Как известно, металл для новых труб будет поставлять ММК. Для этого и строят стан «5000». Магнитогорцы подчеркивают: продукция нового объекта предназначена в первую очередь для российского рынка. И если о возрождении массового строительства судов (где может использоваться обновленный магнитогорский металл) в стране пока лишь говорят, то на Южном Урале потребитель в лице трубопрокатчиков уже фактически есть. Значит, есть надежда, что внутренний рынок металлургов не разочарует так, как минувшей зимой. Тогда металл за рубежом уже перестал продаваться, а в России он еще не понадобился. По крайней мере, в тех объемах, которые ММК привык делать. Итог — падение производства и снижение доходов работяг.

Страховка от затоваренности собственной, но уже новой продукцией есть и у другого гиганта индустрии — Челябинского металлургического комбината. Он будет делать стометровые рельсы. Компания «РЖД» уже официально пообещала их покупать. Кроме того, железнодорожники обязались вывозить продукт своими вагонами, а еще организовать в районе комбината рельсосварку. Так проще формировать плети для высокоскоростных магистралей.

По оценкам специалистов, рельсы будут прочнее и лучше мировых аналогов. Это непременное условие: в России едва ли не самые суровые зимы, металл должен выдерживать поезда даже в лютый мороз.

Производителей стальных нитей, отвечающих современным требованиям, в нашей стране сегодня просто нет. На импорте далеко не уедешь. Довольствоваться существующими скоростями железнодорожники не могут. Когда в других государствах поезда уже давно передвигаются быстро, возникает проблема мировой конкурентоспособности. Особенно при такой территории, как у нас. Промедление (в буквальном смысле) пахнет экономическим коллапсом, причем совершенно не связанным с глобальными финансовыми передрягами. Такого никто не допустит. По крайней мере в это хочется верить. Следовательно, ЧМК на высоте. Рельсы, даже самые прочные, изнашиваются постоянно, то есть нужны всегда.

Таким образом, Челябинская область становится центром серьезных проектов. А это всегда выгодно.

Прагматизм вместо пропаганды

Особенность строек в том, что начаты они еще до кризиса. Хотя именно они, как показало время, стали наиболее адекватной антикризисной идеей. На возведении всех трех объектов трудятся едва не высвобожденные из-за падения объемов производства заводчане. Тем не менее экономические неурядицы в стране и мире вносят свои коррективы. Денег на завершение начатого не хватает, поэтому сроки ввода цехов в эксплуатацию могут отодвинуться. ММК, впрочем, по-прежнему заявляет о намерении запустить стан уже в этом году. Промышленники рассчитывают на поддержку государства и банковские кредиты.

От идей до их воплощений (возведения каркаса цехов, покупки оборудования или хотя бы монтажа свай) времени проходило минимум. Лидер ММК Виктор Рашников как-то отметил: строительство стана «5000» шло в сроки, не имеющие аналогов в практике. Все три проекта осуществляются без лишней информационной шумихи. Не самый характерный для современной отечественной экономики пример, когда результат идет прежде громких разговоров. Видно, что это не политически ориентированная пиар-акция, а жесткий прагматизм бизнеса. Не случайно интерес к проектам проявляют иностранцы. «Мечел» ведет переговоры с китайскими партнерами о сотрудничестве в изготовлении рельсов.

Что строят промышленники

ЧТПЗ. Цех по изготовлению одношовных труб большого диаметра (508—1420 миллиметров) с толщиной стенки до 48 миллиметров. Самое современное трубное производство в России с уникальными, экологически безопасными технологиями. Мощность — около 600 тысяч тонн продукции в год. Общая сумма инвестиций — 600 миллионов долларов. Предполагается, что новый цех будет состоять из двух линий: для производства труб длиной 18 метров с толщиной стенки до 38 миллиметров и 12 метров с толщиной стенки до 48 миллиметров. Оборудование поставляет немецкая фирма SMS MEER. Сейчас возведен каркас здания, ведутся поставки технологического оборудования.

ММК. Стан «5000» позволит производить высокорентабельный толстолистовой прокат шириной до 4850 миллиметров для нефтегазовой отрасли, судо- мосто- и машиностроения. Оборудование поставляет известный немецкий машиностроительный концерн SMS-DEMAG. Производительность — около 1,5 миллиона тонн в год, в том числе около 0,3 миллиона тонн термически обработанного листа. Запуск комплекса планируется в середине 2009 года. Сейчас в построенном здании цеха монтируется оборудование.

ЧМК. Современный рельсобалочный стан производственной мощностью более 1 миллиона тонн продукции в год позволит применить передовые технологии по выплавке и разливке стали, прокатке, закалке, правке, отделке и контролю качества рельсов. Поставщик оборудования — итальянская компания Danieli. Годовой объем производства рельсов — 400 тысяч тонн. В проект планируется вложить более 500 миллионов долларов. Сдача цеха в эксплуатацию намечена на 2010 год.

VK31226318