Мы и до этого плохо жили
Финансово-экономический кризис серьезно угрожает не только владельцам фирм и предприятий, но и простым гражданам. Сегодня многие озабочены ростом цен, считают, что могут попасть под сокращение или увольнение. Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы провел исследование общественного мнения 1007 жителей Челябинска.
Челябинцам предложили ответить на вопрос: «Как финансово-экономический кризис повлиял на вас или членов вашей семьи?»
Практически половина опрошенных (47,9%) отметила рост цен на продукты. Чаще других такого мнения придерживались женщины (65,6%), респонденты старше 50 лет (52,9%), пенсионеры (40,3%), люди с подушевым среднемесячным доходом до 5000 рублей (60,2%). Чуть меньше респондентов (45%) сказали о том, что кризис привел к снижению их доходов. Эту позицию также чаще выбирают женщины (62,1%), а также горожане от 31 до 50 лет (50,1%), рабочие (42,9%), те, чей среднемесячный доход от 5001 до 10000 рублей (44,9%).
У 18,4% челябинцев возникли затруднения с выплатой по кредитам. Это отметили люди в возрасте от 31 до 50 лет (65,2%), имеющие в основном общее среднее или среднее специальное образование (73,8%), с доходом от 5001 до 10000 рублей на одного члена семьи (48%).
Некоторые челябинские предприятия из-за снижения доходов задерживают своим сотрудникам заработную плату. Это отметили 16,8% респондентов, в основном женщины (62,7%), горожане с общим средним или средним специальным образованием (74,7%), с подушевым среднемесячным доходом от 5001 до 10000 рублей (60,2%).
Сокращение рабочей недели отметили 15,7% челябинцев. Это горожане от 31 до 50 лет (57,1%), рабочие (62,9%) либо служащие со специальным или общим средним образованием (15%), доход — от 5001 до 10000 рублей (56,4%). Попали под сокращение на предприятии 7,2% респондентов. В основном это мужчины (53,1%), челябинцы в возрасте от 18 до 30 лет (37,5%). Их социальный статус на момент опроса — безработный или временно неработающий (43,8%).
Некоторые челябинцы (7,3%) отмечают, что кризис привел к увеличению рабочей нагрузки, нередко добавляя, что уровень оплаты остался прежним. Чаще всего об этом говорят женщины (64,6%) от 31 до 50 лет (56,9%), с высшим образованием (36,9%), рабочие (41,5%) или специалисты с высшим образованием (16,9%), со среднемесячным доходом от 5001 до 10000 рублей (58,5%).
5,9% опрошенных говорят, что их отправили в неоплачиваемый отпуск. Чаще это отмечают горожане с общим средним или средним специальным образованием (75,5%), рабочие (58,5%). Их среднемесячный доход от 5001 до 10000 рублей на одного члена семьи (49,1%).
У 4% горожан возникли затруднения с выплатой по ипотеке. Об этом говорят в основном мужчины (52,8%) в возрасте от 18 до 30 лет (37,5%), рабочие (52,4%) либо предприниматели (8,3%) с подушевым среднемесячным доходом от 5001 до 10000 рублей (50%) и от 10001 до 15000 рублей (16,7%).
О том, что предприятие, на котором работал респондент, закрылось, сообщили 2,1% жителей областного центра. К ним следует отнести и владельцев малого и среднего бизнеса, которым пришлось его закрыть. О таких последствиях говорят 1,3% опрошенных.
Опрос показал: любой кризис — это не только потери, но и приобретения, выход на новые направления развития. Кризисная ситуация чаще всего приводит к снижению активности конкурентов. К тому же это время построения долгосрочных доверительных отношений с клиентами, а также возможность нанять хорошего специалиста за гораздо меньшие деньги. У 0,9% горожан повысился доход, а 0,7% открыли собственный бизнес.
Есть также группа респондентов, не ощутивших на себе никаких проявлений кризиса. Таких счастливчиков 17,4%. В основном это мужчины (56%), горожане от 18 до 30 лет (32%), с высшим образованием (36%), студенты (17%), с доходом от 5001 до 10000 рублей (48%), от 10001 до 15000 рублей (16%), от 15001 до 30000 рублей (7,1%).
У челябинцев была возможность сказать, как еще, кроме предложенных вариантов, на них отразился финансовый кризис. Количество ответов с вариантом «другое» составило 5,5%. Большинство респондентов, сделавших дополнительные записи (16,6%), отмечают возникшую напряженность в обществе и семье, 12,5% говорят о росте цен на лекарства, повышении цен за обучение. Некоторые респонденты замечают, что кризис заставил их мобилизовать свои силы, искать дополнительные источники дохода (10,4%), Другие пишут о потери части дохода, таких тоже 10,4%. 8,3% горожан настроены пессимистично. Одни говорят, что кризис только их пока не коснулся, другие считают, что они и до этого плохо жили.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве