Азиатский вектор тракторного завода
Делегация Челябинского тракторного завода побывала в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ), где обсудила детали большого производственного проекта, реализация которого была отодвинута мировым экономическим кризисом. Сегодня сняты последние преграды: стороны вплотную подошли к моменту, когда в этой стране начнется производство челябинских тракторов.
Бульдозеры, на старт!
Экономика Вьетнама в последние годы быстро прогрессировала. Сооружались дороги, гидроэлектростанции, офисы, жилье. С прицелом на будущее правительство СРВ сформулировало стратегию постепенного замещения импорта продукцией отечественного машиностроения, призванной поддержать экономический рост. Около двух лет назад было решено, что Челябинский тракторный завод станет не просто продавать в Юго-Восточной Азии свои механизмы, а передаст бывшим братьям по соцлагерю технологию изготовления бульдозера Б-170, упрощенного аналога нынешней базовой модели предприятия.
Партнером ЧТЗ и «Уралвагонзавода» (выпущенную технику челябинцы продвигают за рубеж вместе с коллегами из Нижнего Тагила) должна была стать корпорация «Лилама», экономический вес которой в этом государстве сродни весу Газпрома в России. Руководство СРВ отвело ей роль соучредителя совместного предприятия по выпуску экскаваторов и бульдозеров.
В масштабных проектах слишком много согласований. Тормозит дело и разная законодательная база стран-участниц. Веской причиной замедления контактов явился и мировой финансовый кризис. Правда, Вьетнам, как утверждают эксперты, почувствовал его последствия прежде России, но и от экономического дна оттолкнулся раньше.
— Мы наблюдали все эти этапы со стороны, — рассказывает заместитель директора внешнеторговой фирмы ЧТЗ Дмитрий Шкырдин. — В прошлом году вьетнамские банки подняли процентные ставки, подорожали кредиты. Сейчас все вернулось на круги своя. Ставки в пределах 10—12 процентов, «разумная» инфляция. Деловая активность несколько спала. Но все компании работают, никто не стоит. По-прежнему актуальны и строительные программы.
К проблеме переоснащения технического парка СРВ недавно подключилась двухсторонняя межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. С российской стороны ее возглавляет министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Если раньше вьетнамские партнеры не исключали, что ставка может быть сделана на японские, американские и китайские машины, то сейчас вопрос решен в пользу челябинцев. Они поддержат техникой и сооружение приграничной автомагистрали, возводить которую правительство СРВ поручило инженерным войскам своего министерства обороны. Южноуральцы также помогут местному тракторостроению, которое находится в зачаточном состоянии, сделать первые шаги в бизнесе. В конце февраля этого года состоялось совещание в Ханое с участием всех заинтересованных сторон. Руководству Челябинского тракторного завода предложили посетить Вьетнам, чтобы завершить переговоры, уточнить детали взаимодействия.
Во время визита гендиректор ЧТЗ Валерий Платонов встретился с заместителем министра обороны, генерал-полковником Нгуен Зуи Хиеу, который подтвердил: инженерные войска выбирают машины Челябинского тракторного. Заместитель министра промышленности и торговли СРВ Ле Дуонг Кванг в свою очередь заверил южноуральского топ-менеджера: приоритет будет отдан российской технике — это подтверждено концепцией развития Вьетнама, принятой до 2020 года.
Проверка на дорогах
Одним из заметных строительных проектов в СРВ остается возведение дороги вдоль границы с Лаосом и Камбоджой общей протяженностью 11 тысяч километров. Это будет колоссальная по масштабам и сложная стройка — в тропиках, где температура приближается к 40 градусам, где песчано-глинистый грунт и большая запыленность. В нынешнем году планируется начать освоение приграничной полосы, для чего и потребуется масса механизмов. Таков катализатор для программ сотрудничества.
Зная о дорожных планах давних партнеров, тракторостроители два года назад передали им бульдозер Б-140 с открытой, продуваемой кабиной, сконструированной специально для тропиков. Он должен был показать свои рабочие достоинства. Но с началом кризиса о машине, как это случается, забыли. Новый поворот в отношениях снял бульдозер с вынужденного якоря. Его перевезли на стратегическую трассу, южнее портового города Дананг. Недавно там побывал специалист ЧТЗ и убедился, что трудится Б-140 как стахановец и при этом не имеет поломок. По итогам испытаний вьетнамские партнеры собираются определить, сколько таких машин им потребуется. Хотя заводские специалисты уверены: это простая формальность — челябинскую технику во Вьетнаме знают хорошо. Тракторостроители надеются, что график поставок на берега Индийского океана будет согласован до осени.
Заканчиваются формальности, связанные с учреждением совместного предприятия «Лилама — Урал». Планируется, что в мае оно начнет свою деятельность. В июле-августе в СРВ в разобранном виде отправят пять челябинских бульдозеров. Их сборка и продажа ознаменуют собой первый шаг новой бизнес-структуры. Далее ее деятельность должна нарастать. Постепенно производство части комплектующих, узлов и деталей для лицензионного трактора будет переводиться в Юго-Восточную Азию.
Генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов во время поездки по Вьетнаму посетил также завод крупной фирмы «Винакомин». У нее уже есть опыт создания совместного предприятия с Камским автозаводом. Руководитель «Винакомина» охотно рассказал, что в 2008 году помимо китайских самосвалов на базе СП собрали 650 КамАЗов.
Сегодня тракторостроители также думают об углублении сотрудничества, считая, что заводской ДЭТ-320, мощный дизель-электрический бульдозер, хорошо подойдет для угольных разработок, которые ведутся в этом регионе. Речь может зайти о создании еще одного СП.
— Бросить этот рынок теперь, когда идет передел сфер влияния и на мировых просторах появляются новые игроки, будет преступлением, — считает Валерий Платонов. — Мы уже зашли туда и должны не сдавать, а укреплять позиции.
Наши конкурентные преимущества
1. Производители всего света обеспокоены товарной экспансией Китая. Машиностроители этой страны проникают в самые отдаленные уголки мира и оттуда, как правило, не уходят, ведя яростные торговые войны. Однако вьетнамский визит убедил челябинцев, что страхи, связанные с мифом о невозможности конкурировать с производителями из Поднебесной, надуманны. Например, бульдозер из Шантуя первоначально был точной копией японского «Коматцу», затем он начал приобретать новые родовые черты. Южноуральцы отметили: не став лучше и качественнее техники ЧТЗ, бульдозер подорожал. Сегодня его цена во Вьетнаме сопоставима с ценой челябинских машин, что делает китайский маркетинг уязвимым.
2. После распада Союза и ослабления хозяйственных связей вьетнамцы не забыли о помощи, которую оказывал их стране северный сосед. Эта память жива на «генном» уровне. Высокопоставленные чиновники СРВ, крупные хозяйственники учились в российских вузах, неплохо владеют языком Пушкина и питают к России теплые чувства. Благоприятный психологический фон служит дополнительным подспорьем для присутствия на Юго-Востоке отечественной техники.
3. Вьетнам не переключился исключительно на западные машины, хотя их немало. В стране много частных складов, на которых продается механический секонд-хэнд. Видны там и челябинские тракторы 80—90-х годов, в приличном состоянии, на ходу. Их ремонт может открыть новое направление сбыта. Особенно трепетно вьетнамцы относятся к двигателям, снятым с южноуральских бульдозеров. Они служат ходовым товаром, их используют для лодок, различных барж.
Организация сервисных центров, ремонтных площадок, на что и нацелен сегодня Челябинский тракторный, послужит дополнительным плацдармом для удержания вьетнамского рынка.