Автозавод «Урал» занял работников учебой и субботниками

Автозавод «Урал» занял работников учебой и субботниками

Российское правительство помогает предприятиям автопрома, но те и сами не спят — ужимаются, выкручиваются, переобучают рабочих.

«Группе ГАЗ» будут предоставлены государственные гарантии на реструктуризацию задолженности, увеличение объема госзакупок продукции компании на сумму в 9 миллиардов рублей. Такое решение было озвучено на антикризисном совещании правительства РФ под руководством премьера Владимира Путина, которое прошло на «АвтоВАЗе». В перспективе эти заключения напрямую отразятся и на работе автомобильного завода «Урал», входящего в «Группу ГАЗ».

Как сообщил руководитель пресс-службы автозавода Дмитрий Федечкин, АЗ «Урал» наравне с другими производственными площадками компании нацелен на уменьшение себестоимости продукции на 20 процентов, улучшение качества, активизацию продаж, в том числе в экспортном направлении, увеличение продаж запасных частей и сервисных услуг, индивидуальную работу с корпоративными клиентами.

Преодолевая кризис, предприятие не отодвигает в сторону проекты завтрашнего дня: продолжается поиск новых конструкторских разработок, обновляется модельный ряд. Вместе с тем автозавод вошел в режим жесткой экономии (в частности, на 30 процентов снижены управленческие расходы), а главное, уже взял курс на сохранение рабочих мест, мобилизацию рабочей силы.

Запасной вариант

Примета кризисного времени — сжатие производственных площадок до оптимальных объемов. В рамках государственной программы по снижению напряженности на рынке труда предприятие уже начало обучение работников. Средства на опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников выделил федеральный бюджет.

Автозаводчане получат профессии, наиболее востребованные в машиностроении, многие повысят профессиональную компетентность в области информационных технологий.

Обучение работников будет проходить на базе корпоративного учебного центра АЗ «Урал», Миасского электромеханического техникума, двух училищ и в ЮУрГУ. Первый семестр начался 23 марта: в учебном центре сформированы группы шлифовщиков, электрогазосварщиков, стропальщиков, контролеров, в профлицее № 89 — группы токарей, фрезеровщиков, электромонтеров и операторов ЭВМ, слесарей по ремонту автомобилей. В производственном училище № 49 — группа машинистов крана, в МЭМТ — операторов ЭВМ.

На опережающее профессиональное обучение отправляются только те сотрудники, в которых завод заинтересован. Работникам, участвующим в этой программе, гарантируется сохранение рабочего места на время обучения и после учебы. Работник подписывает соглашение о направлении на учебу и тем самым соглашается с обязательством отработать на заводе в течение шести месяцев. Заявки на обучение подают руководители подразделений. Вторая профессия позволит не только обеспечить ротацию персонала, расширить зоны обслуживания, но и в условиях снижения объемов производства сохранить кадры.

— Обучение длится три месяца, включая теорию и практику на производственных площадях завода, — говорит Сергей М., участник программы. — На это время, как мне объяснили, я буду освобожден от работы по трудовому договору, зарплата не будет выплачиваться. Сначала я расстроился, но когда узнал, что завод ежемесячно будет платить стипендию — девять тысяч рублей, успокоился и даже обрадовался.

Во-первых, это больше, чем получают некоторые, работая на четырехдневке. Во-вторых, у меня почти на год будет гарантия, что меня не «попросят», ведь я обязан буду еще и отработать определенный срок. А дальше время покажет.

За партой

В Миасском электромеханическом техникуме не страшатся великовозрастных учеников, признаются, что с взрослыми людьми даже легче работать, потому что они сознательнее.

— Мне очень важно получить знания в области информационных технологий, — говорит «ученица» Ирина В. — Как ни стыдно, но я почти не знаю компьютер, а без него сейчас никак.

Как подтверждают результаты предварительного анкетирования, проведенного преподавателями, плохие компьютерные знания у трети слушателей. Чтобы стать приличным оператором ЭВМ, Ирине и другим курсантам придется отучиться 252 часа. Расписание построено по принципу «от легкого к сложному». В обучающий курс входят программы Microsoft Word, Microsoft Eхcel, компьютерная графика — программа «Компас», графические пакеты, интернет, сеть, мультимедиа, архивация данных, сведения о вирусах. Плюс техника печатания «слепым» методом. Кстати, на операторов ЭВМ учатся в основном женщины — диспетчеры, кладовщики, контролеры, распределители работ.

В ПЛ № 89 курс профессиональной переподготовки (400 часов) ведут четырнадцать лучших мастеров производственного обучения и педагогов высшей категории. 160 часов отведено на повышение квалификации.

— Меня вполне устраивает график учебы, — рассказывает Анатолий Ф. — С 15 часов до 21 часа. Плотненько, зато результативно. Конечно, не думал, что на старости лет придется сесть за парту, но жизнь заставила. Тут все по-настоящему: интересные уроки, знания, экзамены. Потом присвоят квалификационный разряд, выдадут удостоверение государственного образца. Не знаю, правда, спасет ли корочка...

Пятница — «общественный» день

Автозавод работает в четырехдневном режиме. Однако и в пятый — нерабочий — день, на предприятии не бывает тихо. Все, что происходит в цехах и на территории по пятницам, напоминает большой субботник. Речь идет об общественных работах в рамках упомянутой ранее программы. Оплачиваемых работах — и в этом их отличие от субботников развитого социализма.

— Автозавод в числе первых вошел в программу, в том числе по общественным работам, — рассказывает директор городского центра занятости населения Александр Иванов. — Мы заключили договор, и уже есть первые результаты: сотни автозаводчан получили возможность приработка. Не самый худший вариант, если учесть, что найти подработку в городе сейчас невозможно, тем более под свой график. Особенно для тех, кто оказался в сложном финансовом положении, а это, в первую очередь, взявшие в свое время кредиты. В марте на предприятии было организовано 600 временных рабочих мест.

Временные работы связаны с уборкой территории и помещений, реконструкцией, перепланировкой производственных площадей предприятия. Как говорят на заводе, как раз те виды, которые и прежде осуществлялись предприятием в рамках внедрения новой производственной системы. Для «совместителей» (с работниками заключаются срочные трудовые договоры) 90 процентов финансирования осуществляется из федерального бюджета, 10 процентов — привлеченные средства АЗ «Урал». В перечне общественных работ — монтаж и демонтаж оборудования, сборка металлолома, делопроизводство, благоустройство, озеленение территории, обслуживание детских оздоровительных лагерей и профилактория, баз отдыха, ремонт дорог и тротуаров — всего 23 наименования. Действовать программа будет до июля 2009 года.

VK31226318