Курам подрезали цены
На Южном Урале дешевеют молоко и птица. Правда, гораздо медленнее, чем падают доходы людей.
В конце прошлой недели компании «Равис» и «Уралбройлер», а также Челябинский городской молочный комбинат (ЧГМК) заявили об удешевлении своей продукции. Отпускные цены на птицу снизились в среднем на 10-20 процентов. Молоко теперь доступнее на 5-10 процентов. Отчасти это стало заметно в торговых сетях областного центра. Впрочем, как отмечают представители регионального минсельхоза, продавцы в рознице почин поставщиков поддерживают неохотно.
Гуманность в рублях
Переработчики мяса и молока свой шаг объясняют социальной ответственностью, к ней же призывают и торговцев. В то же время признают: снижение цен - мера вынужденная. Продажи кур сократились с докризисных времен на 20 процентов. Причем данные - с учетом поправки на Великий пост, в течение которого охлажденные и замороженные клушки традиционно теряют свою популярность среди горожан.
Отметим: «Уралбройлер» уже скопил на своих складах 2 тысячи тонн продукции (при нормативе 200-300 тонн), «Равис» - 1,5 тысячи тонн.
Молоко продается примерно так же. По оценкам генерального директора ЧГМК Владимира Чапайкина, южноуральцы стали покупать продукта на 12-15 процентов меньше, чем ранее. Однако производство не сокращается. Переработчики приобретают у селян сырье, перегоняют его в сухое молоко и сливочное масло, которым опять же затовариваются склады.
- Мы не производим молочных напитков, - говорит Владимир Чапайкин, давая понять, что слово «молоко» на пакете соответствует содержимому. Даже с учетом требований нового технического регламента.
- Это относится ко всем ведущим производителям области, - говорит первый заместитель министра сельского хозяйства региона Александр Завалищин. - Мы их постоянно проверяем. А вот за ввозную продукцию я не поручусь.
В обход супермаркета
Ситуация уникальна: еды много, но цены на нее кусаются. Удешевление товара поставщиками уже подправили магазины. Разумеется, не в пользу покупателей (смотрите таблицу в завтрашнем номере газеты "Челябинский рабочий").
- Влиять на торговлю мы не можем, - признается руководитель компании «Уралбройлер» Евгений Наруков. - Некоторые наши торговые партнеры уже снижают цены. Но иногда встречаешь мясо по 110 рублей за килограмм, хотя отпускная цена 69-70 рублей.
По мнению Евгения Нарукова, удешевление неизбежно, так как остальные игроки розничной торговли вынуждены будут подстраиваться под тех, кто уже делает товар доступнее. Впрочем, поставщики и власть ждут от торговых сетей большей активности. Например, снижения цен, в том числе и за свой счет.
- Бонусы (скидки от производителей за право торговать в сети. - А.С.) никто не отменял, - говорит гендиректор «Рависа» Петр Подгорнов. - От нас требуют выделить из своего штата мерчендайзера, попросту товароведа, который бы выкладывал наш товар на полку. А это дополнительные расходы, которые мы вынуждены включать в себестоимость.
По оценкам специалистов, подобные виды оплаты торговых услуг накидывают лишних пять рублей на каждый килограмм продаваемого мяса. Причем официально в торговую наценку эти деньги не входят.
Вот и получается: при падении уровня доходов людей процентов на 30 (если человек не лишился рабочего места) удешевление привычного продукта на 5 или даже 10 процентов курам на смех. Александр Завалищин признает: люди стали меньше покупать еды именно из-за кризиса. Выход - в поправках в федеральный закон о торговле, которые позволили бы регулировать наценки в рознице (они лоббируются регионами). Или в постановлении Правительства России о соглашениях между властью, производителями и продавцами о недопущении роста цен на самое необходимое. Кстати, два года назад такое уже было.
Пока же при видимом подъеме индустрии торговли особый русский путь до покупателя - цистерна с дешевым молоком. Даже у инициаторов такой формы продажи она вызывает горькую усмешку: «Способ-то какой дедовский!»
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве