Судный день экс-банкира
Долгожданный приговор по громкому делу копейского депутата и бывшего управляющего филиалом Челиндбанка Дмитрия Осыченко был оглашен в минувшую пятницу. 33-летний обвиняемый заметно волновался. Зайдя под конвоем в зал суда, грустно улыбнулся друзьям: «Надо же, судный день совпал со страстной пятницей».
Осудили условно
Вердикт служителя Фемиды подсудимый и его «группа поддержки» встретили со вздохом облегчения: бывшего банкира приговорили к двум годам условного срока и освободили из-под стражи прямо в зале суда.
Дмитрия Осыченко признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и причинении банку существенного ущерба — около 70 миллионов рублей. Для сравнения: фонд зарплаты всех сотрудников копейского филиала в 2006 году составил 12 миллионов рублей.
В уголовной хронике фамилия Осыченко звучит рядом с именем «великого комбинатора» Евгения Трусова. В декабре 2007 года он приговорен копейским судом к пяти с половиной годам лишения свободы за крупное мошенничество. Суммы прикарманенных Трусовым денег исчисляются десятками миллионов, преступные эпизоды — десятками. Будучи директором и владельцем предприятий «Уралгрузавто» и «Экспрессхолод», обманщик вынуждал или уговаривал своих подчиненных оформлять большие кредиты якобы на развитие производства. Деньги у легковерных заемщиков забирали прямо в помещении банка. В итоге ни денег, ни предприятий — одни долги.
«Зеленый свет» Трусову давал Дмитрий Осыченко, возглавлявший копейский филиал Челиндбанка с июля 2003 по ноябрь 2006-го. За первыми кредитами Трусов явился в 2004-м, взял по 200—300 тысяч рублей себе и близким родственникам. Потом повел своих работников за потребительскими кредитами в 400 тысяч рублей. Мужчин, женщин, пенсионерок, домохозяек и 18-летних юнцов наспех оформляли индивидуальными предпринимателями (для них кредиты больше) и везли в Челиндбанк за миллионами.
Нарушая установленный порядок, кредиты мошеннику и его людям предоставляли без промедления: обычно на процедуру оформления уходило менее получаса. За это время даже подлинность документов и справок не проверить.
Решающее слово было за Осыченко. В обязанности старшего экономиста кредитного отдела Ирины Асташовой входило оформление договоров. Она призналась суду, что в то время работала как секретарь-машинистка. Иногда за день приходило по 13 заемщиков, им выдавали по миллиону рублей. Часть денег шла на выплату предыдущих кредитов.
Лихорадка в Копейске пошла на убыль, когда весной 2006 года прекратились платежи по кредитам. Пирамида пошатнулась.
Правление банка запретило кредитование по одному миллиону индивидуальных предпринимателей, Трусова и его работников. Но заемщиков продолжали вербовать из числа знакомых, родных знакомых. Правда, суммы стали скромнее.
Закрыли, чтобы не терялся
Прозрение наступило в январе 2007 года: заемщиков вызывали в банк и сообщали о непогашенных кредитах. После первых исков и визитов судебных приставов народ сообразил, что к чему. После того как пришли описывать квартиры и имущество, заемщики ринулись в правоохранительные органы. 38-летнего Евгения Трусова возмездие настигло в виде тюремного заключения.
Уголовное дело против Дмитрия Осыченко было возбуждено после обращения в прокуратуру руководителя Челиндбанка Михаила Братишкина. Пока с экс-управляющего взяли подписку о невыезде. Однако, как пояснил заместитель прокурора Копейска Василий Нижегородов, подсудимый Осыченко не раз срывал судебные заседания, не являясь на них без уважительной причины. Видимо, надеялся уйти от правосудия.
Совершенное им должностное преступление имеет сроки давности. Ждать было бессмысленно: 29 июля 2008 года Осыченко объявили в розыск. Милиция нашла его в Челябинске, на съемной квартире. Беглого банкира вынуждены были взять под стражу. Около полугода «белый воротничок» провел в СИЗО вместе с уголовниками. Оттуда он вышел перед Пасхой.
Сугубо положительные
Свою вину Дмитрий Осыченко на суде так и не признал. По его словам, связь заемщиков с Трусовым не была установлена. Кроме того, ему и в голову не приходило, что бизнес Трусова мог рухнуть. Предприятия казались перспективными, 30 американских грузовиков колесили по всей стране. Осыченко утверждает, что выполнял распоряжение руководства Челиндбанка о расширении кредитного портфеля: мошенник Трусов имел положительную кредитную историю.
И все-таки вердикт суда — виновен. Хотя личная корысть Дмитрия Осыченко не доказана, управляющий нес персональную ответственность за все операции банка. Относительно мягкий приговор суд вынес, учитывая положительные характеристики депутата городского Собрания и начальника МУП «ЖКХ» (уволенный банкир стал главным копейским коммунальщиком), а также то, что Осыченко воспитывает двоих маленьких детей.
Исковые требования Челиндбанку предложено заявить в рамках гражданского судопроизводства. Сначала банк оценил ущерб, нанесенный ему деятельностью Осыченко, в 189 миллионов рублей с лишним. Уголовный суд признал сумму поскромнее: 60—70 миллионов рублей.
Момент славы
Как отметил представитель прокуратуры Василий Нижегородов, теперь у многочисленных граждан, пострадавших от действий мошенника Трусова, появился шанс отстоять свои законные права. Ведь пока именно им, незадачливым заемщикам, банк предъявляет претензии по невыплаченным кредитам.
Как пояснил представитель Челиндбанка Анатолий Спицын, часть долгов неплатежеспособных клиентов банк уже списал. Однако сам он до сих пор удивляется неосмотрительности и незрелости людей, поставивших подписи под такими серьезными документами. Приговор Осыченко в Челиндбанке считают слишком мягким и собираются его обжаловать.
Так что последняя точка в этой детективно-кредитной истории не поставлена. Кстати, друзья Дмитрия Осыченко, среди которых есть менеджеры других банков, считают: он стал заложником порочной системы кредитования. Дальше эти люди предпочли не распространяться: все-таки кризис на дворе, без работы остаться страшно.
Благодаря телевидению мошенник Евгений Трусов стал знаменитостью. После сюжета, показанного на НТВ, представителю обманутых заемщиков Ирине Уриховой позвонили откуда-то из Центральной России. Там люди попали в подобную передрягу: директор заставлял их брать кредиты для нужд производства. Выходит, копейчане не исключение.
Как банкиры нарушают закон
В 2003 году управляющий одного из банков Йоханнесбурга, присвоивший в результате своей деятельности на этом посту 130 миллионов рандов (около 15 миллионов долларов), решением суда приговорен к 1620 годам тюремного заключения по статье «Мошенничество». Такого продолжительного тюремного срока по приговору суда до настоящего времени не получал ни один заключенный.
Причиной кампании правительства ЮАР против банковских мошенников стал беспрецедентный рост числа подобных преступлений в последние годы. Дерзость мошенников вынудила власти учредить систему специальных судов, занимающихся только этими преступлениями.
В январе 2004 года в Дзержинском районном суде Перми закончился процесс над бывшим управляющим пермского филиала банка «Менатеп СПб» Владимиром Овчинниковым. Он обвинялся в подделке документов, причинении имущественного вреда путем обмана, лжепредпринимательстве и злоупотреблении служебным положением. Суд установил, что Владимир Овчинников, используя свое служебное положение, подделал пять договоров поручительства и договоров по предоставлению кредитов. Доказанная сумма нанесенного вкладчикам ущерба составила 80 миллионов рублей. Суд признал бывшего управляющего виновным по двум из четырех статей Уголовного кодекса и назначил ему наказание, как водится, условно.
В декабре 2006 года работниками УБОП во Львовской области (Украина) были разоблачены трое сотрудников Львовского филиала АКБ «Укрсоцбанк». В течение 2003—2005 годов путем мошенничества, имея доступ к счетам вкладчиков банка, они подделали финансово-бухгалтерские документы и похитили с депозитного счета двух жителей Львова свыше 3,5 млн. гривен, которые в дальнейшем присвоили.
В октябре 2008 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обнаружило, что руководители двух банков, лишившихся лицензий, перед самым отзывом рекомендовали клиентам-юрлицам переоформить средства на своих счетах как депозиты частных лиц (на них распространяется закон о страховании вкладов). Такие действия банков могут повлечь банкротство АСВ и нанести ущерб многочисленным вкладчикам. Контролировать такие махинации достаточно сложно, однако если АСВ наладит контакт с Федеральной службой по финансовому мониторингу, то подобные сделки можно будет заметить.
2 апреля 2009 года в Австрии был арестован глава Meinl Bank Юлиус Майнль. Банкира подозревают в мошенничестве, злоупотреблении служебными полномочиями, обмане инвесторов девелоперской компании Meinl European Land, у которых были выкуплены размещенные ранее акции для искусственного поддержания их цены. Эта компания ведет бизнес в том числе и в России, где ей принадлежат торговые площади в Москве, Екатеринбурге, Тольятти, Казани, Волгограде.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве