Как не стать призраком
На карте бывшего СССР, оказывается, немало горняцких поселков-призраков. Нерентабельные шахты давно закрыты, а пятиэтажки, детсады и школы пустуют, будто после взрыва нейтронной бомбы. Фото «призрачных» дворов и кварталов выставлены в интернете.
Еманжелинск не исчез с карты страны после кончины всех угольных предприятий. Как город борется за жизнь? Случайно ли он стал территорией малого бизнеса? Об этом разговор с заместителем главы Еманжелинского муниципального района Иреком Сабировым.
Удар, еще удар…
- Ирек Нагимович, какой кризис для вас тяжелее - нынешний или 90-х годов?
- Вся предыдущая история Еманжелинска - это закрытие старых шахт и открытие новых. Но именно из-за нерентабельности шахты окончательно начали закрывать в 1996 году. Невыдача зарплаты, забастовки… Помню выборы в декабре 1996 года. Я как член избиркома ездил с урной на шахту «Батуринская». Там под землей бастовали две бригады. Забастовщики по очереди поднимались, голосовали и снова спускались в забои.
В 1997 году «Батуринскую» закрыли окончательно, следом за ней - «Куллярскую». Последним в 2002 году перестал существовать разрез «Батуринский». Бедствие было страшное.
Еманжелинск переживал двойной кризис: общероссийские проблемы усугублялись кризисом угольной отрасли. Самый высокий всплеск безработицы был в конце 90-х годов - 12 процентов, а в поселке Красногорский - до 18 процентов. Сейчас эти цифры ниже.
В 90-е профессиональный состав безработных был почти однородным - бывшие шахтеры. Еще вчера они работали и вдруг оказались на бирже труда. Для города это была социальная катастрофа.
В нынешний кризис ситуация иная. Из 1700 человек, зарегистрированных в службе занятости, около 500 - еманжелинцы, уволенные с предприятий Челябинска и других городов (иногородних сокращали в первую очередь), около 700 - люди, длительно нигде не работавшие.
- Выходит, в 90-е стресс был сильнее. Как выживал город?
- Местная власть искала рабочие места в больших городах. Много еманжелинцев приняли на Челябинский завод имени Колющенко (до последнего времени людей возили туда заказными автобусами). Бывшие шахтеры делали лапшу быстрого приготовления «Море», стали метростроевцами, освоили другие профессии.
Мало кто знает, но поначалу и речи не было о господдержке городов, в которых закрывались угольные предприятия. Все не так просто, как кажется. Шли долгие переговоры местных и областных властей с федеральным правительством. Средства из государственной казны на создание рабочих мест и инфраструктуры мы все-таки получили. Позже подсчитали: в общей сложности с шахт уволили 3500 человек, а на средства господдержки мы создали 1400 рабочих мест. Тогда открыли Дом печати, «Уралсинтез», пивной завод «Радиант», абразивный завод в поселке Красногорский, реконструировали хлебокомбинат. Остались нереализованными идеи о создании зоны отдыха на озере Большой Сарыкуль, горнолыжной базы на разрезовском отвале и о продолжении добычи угля. Ведь нужны были не только деньги, но и организаторы, которые смогли бы их освоить.
Выживать - так вместе
- На этой волне и появилось массовое увлечение предпринимательством?
- Лет 10 назад бизнес ассоциировался с торговлей, самые отчаянные шли на рынок. Возили «сникерсы» из Челябинска, иногда рейсовым автобусом, вручая баулы с товаром пенсионерам-льготникам. Экономили даже на билетах. С тех пор многое изменилось.
В январе 2003 года в Еманжелинске был учрежден муниципальный фонд местного развития. Долгое время он был единственным в области. Идея создать фонд помощи предпринимателям принадлежит главе района Валерию Чараеву. Он сам пришел из бизнеса и разбирается в таких вещах.
Ежегодно мы выдаем кредитов на 15-20 миллионов рублей, в 2008 году выдали 22,5 миллиона. Деньги крутятся, возвращаются, мы их снова выдаем. Процент за использование кредита не превышает ставку рефинансирования, устанавливаемую Центробанком.
Попечительский совет, председателем которого я являюсь, принимает решение по каждому предпринимателю индивидуально. Для начинающих, а также для производителей товаров и услуг процент ниже. Оборот в торговле быстрее, поэтому и условия кредитования жестче.
Оформить кредит в фонде намного проще, чем в банке: достаточно хорошей репутации и имущества (собственного или поручителя) в залог. Услугами фонда уже воспользовались 280 предпринимателей.
Результат налицо. Если проанализировать выпуск продукции в первом квартале этого года, станет очевидно: индивидуальные предприниматели производят больше, чем все крупные и средние предприятия. По сравнению с прошлым годом малый бизнес подрос более чем в два раза. Жаль, официальная статистика учитывает только крупные и средние предприятия. Этими цифрами даже перед губернатором не похвастаешься.
Мы дорожим буквально каждым частником и самым малым предприятием. Возможно, фраза, которую я сейчас произнесу, покажется кому-то чересчур пафосной, но работа с предпринимателями, их поддержка возведены в Еманжелинске в ранг идеологии.
- Я была у вас на съездах предпринимателей, прониклась их духом - очень доброжелательным, даже братским.
- Осенью пройдет уже четвертый районный съезд предпринимателей. Это традиция. Снова все вместе обсудим наболевшие проблемы. Кстати, на областных съездах Еманжелинск дважды получал звание лучшего района по развитию малого бизнеса.
- Где два, там обязательно будет и третий.
- Вероятно. Даже теперь, в условиях глобального кризиса, в полку предпринимателей прибывает. В их числе 15 еманжелинцев из числа безработных. В рамках областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда, оформив документы, они сразу получают годовое пособие по безработице. Сейчас рассматриваем возможность увеличить эту сумму.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве