«Малый бизнес лозунгами не усыпишь»
Открыть свое дело сегодня сложнее, чем в 90-е: тогда была полная свобода выбора идей.
Челябинская область пока не достигла репутации региона, благоприятного для развития малого бизнеса. Так считает директор института экономических исследований и бизнес-образования РОБИС Владимир Помыкалов. Напомним, институт совместно с «Челябинским рабочим» проводит акцию «Бизнес-план вместе с дипломом». Ее цель — организовать обучение безработных основам предпринимательства. Крупным компаниям, сокращающим сотрудников, предложено пожертвовать на это по 11 тысяч рублей в расчете на одного обучаемого.
О том, можно ли из обычного труженика сделать бизнесмена всего за две недели, чего ждать выпускнику предполагаемых курсов в «свободном экономическом плавании» и почему чиновники не заинтересованы в том, что декларируют на словах, Владимир Помыкалов рассказал в интервью нашему сайту.
«У региона не было потребности обновляться»
— Владимир Владимирович, у бизнеса есть стимул откликнуться на идею переобучения безработных?
— Безусловно. Во-первых, это возможность продемонстрировать настоящую социальную ответственность. Второй мотив — исполнение морального долга перед теми, кого приходится сокращать. Третий фактор — престиж, ведь действия бизнеса будут максимально публичными.
— На мой взгляд, у крупных бизнесменов самый сильный после получения прибыли мотив — демонстрация своей социальной ответственности правящей элите. Так зачем им отдавать деньги на новый проект, если власть его никак не оценит?
— Почему не оценит? Это может быть воспринято как вклад в решение социальных проблем, снятие общественной напряженности. Да и деньги-то мы просим пожертвовать невеликие. К тому же и власть заинтересована в наработке не только опыта в этой сфере, но и адекватного общественного мнения. Насколько мне известно, наш регион с точки зрения условий для развития малого предпринимательства российским бизнесом рассматривается как далеко не лучший в стране. Продвинутыми признаются Краснодарский край, Свердловская область.
— А чем мы хуже краснодарцев?
— На юге России люди традиционно предприимчивее. Даже в советские времена там было мощное кооперативное движение. У нас экономический климат другой. Стиль жизни сформировали промышленные гиганты. Это означает концентрацию экономики в пределах одной отрасли, централизацию ресурсов. А любая централизация усиливает бюрократию. К слову, российский чиновник в принципе не может любить малый бизнес. Потому что малые предприниматели бюрократу не хотят подчиняться. Помните, нам в свое время навязывали лозунг: заплати налоги и спи спокойно. А малый бизнес не спит. Если он платит налог, то начинает спрашивать, на что деньги идут. Чиновнику приходится отвечать. Не отписываться, а реально решать проблемы. Предприниматели за это не благодарят, они вечно недовольны, им постоянно чего-то нужно. В общем, тормошат и мешают спокойно жить. То есть, малый и средний бизнес — база гражданского общества, которое по своей природе призвано теснить государственные структуры. Кому нравится, когда его теснят? Функция государства — управлять. Управлять же легче, когда все контролируешь. А развитый малый бизнес, как видим, не столько сфера контроля, сколько источник самостоятельности. Принять экономические методы взаимодействия с бизнес-сообществом чиновники часто не могут, да и не хотят, так как привыкли к исключительно административным способам управления.
— Это актуально для всей России. А наша-то, региональная, беда в чем?
— В Челябинской области не было потребности создавать условия для малого бизнеса. Промышленные гиганты содержали сотни тысяч человек. Доход на душу населения в регионе был выше среднего по стране. С точки зрения благополучия, Южный Урал всегда был на хорошем счету. То есть, потребности придумывать нечто альтернативное существующему положению вещей не возникало. Прибавьте к этому отсутствие бизнес-традиции и способности большинства населения предпринимать что-либо самостоятельно.
— Екатеринбургу тоже не чужд промышленный гигантизм. Но вы со ссылкой на экспертов называете его одним из центров малого предпринимательства.
— Екатеринбург — уральская столица. Этот статус за ним закрепился еще в екатерининские времена. Традиции, в том числе, предпринимательские, здесь гораздо глубже. И потом, в Екатеринбурге оседают 80 процентов всех финансовых потоков УрФО. Согласитесь, возможности с Челябинском не сопоставимы. Кроме того, у нас власть в основном монополизирована, а в Екатеринбурге мы с 90-х годов наблюдаем открытую и бескомпромиссную борьбу, как минимум, двух политических элит — региональной и городской. Борются и финансово-промышленные гиганты. Жесткая конкуренция внутри властных и деловых элит полезна и для малых предприятий.
Публичность против криминала
— Докажите мне, пожалуйста, что основам бизнеса можно научить за две недели. Чем ваша программа отличается от вузовских, используемых в подобного рода проектах?
— Во-первых, на курсы мы будем принимать не всех. Только тех, кто способен, и у кого есть бизнес-идея. А это уже определенный залог успеха. Мы вооружим слушателей всеми необходимыми знаниями в бухгалтерском учете, финансах, налогах, в соответствующих отраслях права. Курс рассчитан на сто часов, акцент сделан на практических занятиях: деловые игры, мозговые штурмы, обсуждение, составление бизнес-проектов. Форма организации занятий отличается от классической и вполне эффективна. Такое живое натаскивание на реальное дело. Плюс — воспитание лидерских качеств, способности принимать решения, ответственности хотя бы за самого себя, что уже немало. Наш «конек» — гражданское общество. Готовя предпринимателей, мы формируем класс, от которого государство зависит.
— Зачастую знания, полученные даже на самых продвинутых курсах, слушатель не может применить на практике. В итоге все обучение — насмарку. Человеку не до гражданского общества, он вынужден играть по тем правилам, которые существуют здесь и сейчас.
— Естественно, будем соотносить программу с реальностью. Проблема, действительно, есть. Тренинги, которые в изобилии проводятся, имеют очень короткий эффект. Человек выходит воодушевленный, но, спустя время, энтузиазм исчезает, а приобретенные навыки (и то не полностью) могут применить лишь те, кто еще до курсов открыл свое дело. В нашем же случае потенциального предпринимателя нужно подтолкнуть к решению. Почему и важна изначальная бизнес-идея, желание ее воплощать. Например, слушатель говорит: «Я разбираюсь в радиотехнике и хочу открыть радиомастерскую. Как это сделать?» Мы подсказываем. Помогаем рассчитать необходимые инвестиции, определить этапы организации дела, выгодно оформить аренду помещения. Кроме того, советуем, как правильно зарегистрировать предприятие, говорим об особенностях работы с персоналом. Разумеется, на курсы в качестве лекторов приглашаем специалистов из тех сфер, куда предпринимателю приходится обращаться: регистрационной палаты, налоговой службы.
— В качестве примера вы упомянули мастерскую по ремонту радио. А чем еще может заняться начинающий предприниматель? Все ниши уже заполнены.
— Насчет ниш вы отчасти правы. Сейчас ситуация сложнее, чем в 90-е годы, когда был абсолютный простор. Зато сегодня больше возможностей получить поддержку, в том числе, от государства. А сфер, где можно воплотить бизнес-проект, достаточно. Прежде всего, это сервис, бытовое обслуживание. У нас мало мастерских по ремонту одежды. Практически негде исправить бытовую технику — все только через сети, а это не всегда выгодно клиенту. Мелких в шаговой доступности пунктов сервиса в Челябинске нет. Скажите, где в городе можно починить обувь? Я знаю две—три точки, но там такие цены, что лишний раз подумаешь, не проще ли купить новые туфли. У нас нет маленьких квартальных прачечных, негде по разумной цене сшить себе пальто на заказ. Колоссальное поле деятельности в сфере общественного питания, организации частных детских садов — перечислять можно долго.
— Вы обещаете сопровождать бизнес выпускника курсов. В чем это выразится и во сколько ваше сопровождение обойдется начинающему бизнесмену?
— Речь, в первую очередь, о консультациях, так называемых консалтинговых услугах. Кроме того, мы готовы помочь будущему предпринимателю войти в государственные программы поддержки малого бизнеса. Все эти услуги абсолютно бесплатны. Для того мы и обращаемся к спонсорам.
— Представьте, что к владельцу радиомастерской подходит громила и говорит: либо плати, либо убирайся со своей лавочкой. Такую же «бизнес-идею» могут подбросить представители (возможно, неофициальные) муниципалитета, милиции. По-моему, в этой ситуации ваш консалтинг бессилен? Что посоветуете?
— Выходить на контакт с общественными объединениями предпринимателей. Со своей стороны мы окажем юридическую помощь, а через наш проект готовы гарантировать публичность — это снизит вероятность криминального воздействия на малый бизнес. Во всяком случае, рвение органов правопорядка в защите гражданина будет освещено максимально. Но проблемы у малого предприятия возникают не только с криминалом — его влияние в последнее время ограничено. «Наезды» иногда исходят от вполне официальных государственных или муниципальных структур. И мы готовы свести начинающего бизнесмена с квалифицированным консультантом. Например, со специалистом по налогам. Уверяю, недостатка в экспертах не будет. Однако тот, кто хочет стать предпринимателем должен понимать, что 99 процентов успеха – это его активность, интеллект и удача. Он выходит в рынок, включается в конкуренцию со всеми её плюсами и минусами. Наша задача — дать шанс.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве