Станет ли меньше труб на Урале?

Станет ли меньше труб на Урале?

На вопросы сайта MediaЗавод.ру отвечает президент финской энергетической компании Fortum Тапио Куула.

В середине июня группа руководителей уральских СМИ по приглашению финской энергетической компании Fortum побывала в Стокгольме. Она знакомилась с работой двух ТЭЦ, посетила экологический квартал. Опыт работы Fortum в столице Швеции для Урала, где корпорация приобрела российскую «Территориальную генерирующую компанию № 10», очень интересен.

Впервые иностранная фирма стала собственником предприятий, от работы которых зависит жизнь целого региона. Что делают финны с нашей энергетикой? Что показал первый год работы на Урале? После поездки в Стокгольм президент и главное должностное лицо корпорации Fortum Тапио Куула ответил на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.

- Господин Куула, Fortum давно и успешно работает на европейском энергетическом рынке. Недавно он пришел в Россию, в Челябинской и Тюменской областях вы чуть больше года. Как вас занесло в такую даль?

- Не будем забывать, что Fortum уже более 50 лет работает в России, еще со времен советских строек. В 50-х годах IVO, предшественник Fortum, строила гидроэлектростанции на Кольском полуострове. А в начале 90-х возглавляла консорциум, сооружавший в Санкт-Петербурге Северо-Западную ТЭЦ.

Почему Урал и Сибирь? Эти регионы оцениваются нами как одни из самых перспективных. Для Fortum приобретение генерирующих активов - это важный стратегический шаг, который позволил нам занять серьезное место на российском электроэнергетическом рынке. Корпорация взяла на себя обязательства по долгосрочному развитию генерирующей компании, в которую мы пришли не как спекулятивные инвесторы, а как долгосрочные партнеры. Мы уверены, что у нас есть для этого и необходимые ресурсы, и опыт.

- Мы знаем, что у компании есть планы перенесения европейских стандартов - экономических, технологических, экологических, управления персоналом и т.д. - на Урал. Во время поездки в Стокгольм поразило, что в городе нет труб. Что, на ваш взгляд, труднее всего ложится на российскую почву?

- Предположу, что труднее всего меняется сознание. Вы не заметили труб? Они есть, но их очень мало. Централизованное теплоснабжение позволяет отапливать город и снабжать его электроэнергией всего из нескольких источников. Это экономичнее, меньше загрязняет окружающую среду, чем использование большого числа котельных и автономных источников энергии. Из труб наших станций в Стокгольме почти не идет дым, применяются самые совершенные системы очистки, в качестве топлива используются не углеводородные источники, а отходы, биотопливо. Энергию получаем даже из сточных вод. Экологические аспекты деятельности в тех странах Северной Европы, где мы работаем, действительно стоят во главе угла. С их учетом просчитывается экономика, с ориентиром на них ведут свои разработки научно-исследовательские центры в структуре Fortum, реализуются государственные проекты. Как результат - более 90 процентов электроэнергии в странах ЕС мы производим без выбросов СО2.

Станет ли такая модель основополагающей в России? Думаю, что мы на пути к ней. Fortum приложит все необходимые усилия, чтобы дым из наших труб уральцы замечали как можно меньше.

- Европа очень болезненно относится к своей энергетической зависимости от России. Углеводородному сырью в Старом Свете интенсивно ищут альтернативу - используют мирный атом, биогаз, энергию ветра, волн, солнца и т.д. Как вы считаете, насколько все это применимо в России, в частности на ваших генерирующих мощностях? Или нашей стране действительно гораздо проще сжигать газ и уголь?

- Газ и уголь тоже можно сжигать в разных объемах при пересчете на одну единицу производимой продукции. И делать это «просто» уже не получится. Модернизация и внедрение новых технологий - задача не из простых. В структуре электроэнергии Fortum есть и та, что производится на ТЭЦ. Мы также используем газ, уголь. Но делаем это рационально. Принято считать, что в России ископаемые источники сырья дешевы, а потому нет необходимости искать альтернативы. Углеводородное топливо будет продолжать занимать важное место в энергетике РФ и в будущем, но я уверен, что существуют технологические возможности, которые могут значительно улучшить экологические аспекты его использования. Fortum активно работает в направлении использования систем улавливания и хранения СО2, и с географической точки зрения те территории, на которых мы работаем в России, могут оказаться очень подходящими именно для применения этих технологий.

Цены на газ на внутреннем рынке также встают на путь либерализации, скоро они не будут разительно отличаться от стоимости газа на внешнем рынке. Кроме того, углеводородные ресурсы исчерпаемы. Поэтому думать и просчитывать шаги по развитию и применению альтернативных источников для генерации электроэнергии мы обязаны. Будущее за разумным балансом между газом, углем и пока еще экзотичными биомассой или бытовыми отходами, энергией приливных волн или ветра… Мы приветствуем это и готовы свой опыт применять и в России. Мы изучаем возможности по использованию альтернативных источников топлива на электростанциях в Челябинске.

- Fortum будет повышать уровень технологии на своих уральских предприятиях. Чем выше ее уровень, тем меньше требуется персонала. Значит, неизбежно его сокращение. В России сейчас, в пору кризиса, общество и власти на это реагируют очень болезненно. Вы уже выработали тактику решения этой задачи?

- На одной из пресс-конференций меня спросили, сокращаем ли мы персонал в Финляндии и Швеции. Я честно ответил: «В этом нет необходимости». Мы много времени затратили на то, чтобы создать нужный баланс между количеством работающих и объемом производимой продукции. Да, в настоящее время нам приходится идти по пути сокращения персонала в ОАО «Фортум» на Урале. Здесь мы стоим на двух позициях: во что бы то ни стало сохранить ключевой персонал, и нам это удается. Второе - те сокращения, которые все же происходят, мы делаем исключительно в рамках закона и с учетом дополнительных выплат. У нас нет намерений что-либо скрывать от властей. Конечно, известия о сокращениях, даже небольших, не могут приниматься позитивно. Но это неизбежные шаги, направленные на то, чтобы сохранить компанию, подготовить ее к дальнейшему развитию. Кроме того, часть людей не покидает фирму, а переходит в наше энергоремонтное подразделение, которое будет набирать обороты и в регионе. Нужно также помнить о том, что у нас новые стройки, и грамотные профессионалы будут очень нужны. Очевидно, что из-за границы мы не будем везти большое количество специалистов в Россию. Заинтересованы в том, чтобы поддерживать и растить их на месте.

- Цена электроэнергии в Европе намного выше, чем в России. К тому же в РФ она жестко регулируется тарифными органами. Да и за энергию у нас не очень любят платить. Вы рассчитываете в таких условиях получить прибыль?

- Если говорить коротко, то, с одной стороны, мы полагаемся на свой опыт в части снижения затрат и издержек ведения производства. С другой - на изменение рыночной ситуации, а также перемены в сознании потребителей. Тогда действительно можно будет говорить о получении прибыли.

По нашим подсчетам, меры по повышению эффективности будут приносить до 100 миллионов евро ежегодно уже с 2011 года. Сегодня сделаны шаги по улучшению процедуры закупок, управлению портфелем производства и трейдингу. Мы встали на путь технического усовершенствования в производстве электроэнергии.

Позицию же потребителей действительно нужно менять. У кого-то неплатежи - это временные трудности. Для других - образ жизни. Министерство энергетики объявило о том, что планирует разработать комплексный план по борьбе с неплатежами на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Мы можем только приветствовать это.

- Ожидания Fortum связаны с либерализацией оптового рынка электроэнергии. В России планируется это сделать к 2011 году. У вас не возникло опасения, что сроки, как это часто бывает в РФ, могут перенести?

- Вопрос дальнейшей либерализации рынка в соответствии с заявленными темпами очень важен. Сегодня с достаточной долей уверенности можно говорить, что рынок будет либерализован в соответствии с планом. Подтверждением служит тот факт, что с 1 июля ОАО «Фортум», как и другие генерирующие компании, 50 процентов электроэнергии может продавать по рыночным ценам. Российское правительство не отступает от данных обещаний. И это хороший аргумент в пользу доверия со стороны как иностранных, так и российских инвесторов.

В отношении темпов и сроков либерализации рынка электроэнергии просто не должно быть другой логики. Да, сейчас кризис. Спрос на электроэнергию упал. Но ситуация изменится, и генерирующие мощности строить необходимо. Для этого нужны инвестиции. В условиях рыночной экономики они осуществляются, если экономически оправданны. Поэтому на рынке должно присутствовать свободное и экономически обоснованное ценообразование на электроэнергию, базирующееся на балансе спроса и предложения. Мы понимаем, что существуют опасения относительно возможного повышения цен на электроэнергию. Здесь важна роль государства, которое должно обеспечить поддержку наиболее уязвимым с социальной точки зрения категориям населения.

Мы уверены, что в России очень пригодятся наш опыт и технологии работы на либерализованном рынке электроэнергии. Пока здесь недостаточно развита так называемая «ориентированность на клиента». Однако это очень скоро изменится. Потребуются новые рыночные механизмы взаимодействия с потребителями, партнерами по бизнесу, конкурентами. Уверен, что от открытой конкуренции на рынке, которая будет приводить к повышению качества поставляемых услуг и надежности работы компаний, выиграют все: и сами игроки рынка, и конечные потребители.

- Приход Fortum на Урал совпал с экономическим кризисом. В Челябинской области значительно, на 18 процентов, снизилось энергопотребление. Как это повлияло на вашу работу? Пришлось ли корректировать свои планы?

- С последствиями кризиса мы столкнулись не только на Урале. Но здесь ситуация действительно одна из самых трудных. Средоточие энергоемких производств, которые значительно сократили выпуск продукции, повлекло за собой серьезное падение спроса на электроэнергию. Мы везде вносим определенные корректировки в свою деятельность. Каков их характер? В первую очередь - снижение издержек, экономия, грамотное управление производством, которое минимизирует риски. Второй аспект - тщательные и взвешенные шаги по реализации той обширной инвестиционной программы, обязательства по которой взял концерн Fortum. Мы, как и другие энергокомпании, рассматриваем возможность переноса сроков отдельных инвестпроектов, но в целом ориентированы на полноценное их завершение.

- Как скоро уральцы, работающие в структурах ОАО «Фортум», почувствуют, что трудятся в европейской компании? Вносятся ли уже изменения в технику безопасности, охрану окружающей среды? Позволяет ли экономическое положение фирмы повысить уровень зарплаты персонала? Или здесь действительно должны сохраняться двойные стандарты для Европы и России?

- Я думаю, что многие сотрудники не просто чувствуют, а отлично понимают, что они работают в международной компании. Россия - одна из 12 стран, где присутствует концерн. Многие побывали в центральном офисе Fortum, непосредственно на станциях. Люди активно обмениваются информацией, изучают опыт и делятся своим видением, учатся по различным программам. В этом смысле мы чрезвычайно довольны активной позицией наших российских коллег. У многих есть отличная карьерная перспектива и возможность профессионального роста.

Я понимаю, что вы имеете в виду, говоря о «двойных стандартах». На самом деле это не совсем верное определение. Не будем забывать, что в Европе выше не только уровень заработной платы, но и уровень налогов, цена той же электроэнергии, жилья… В России заработная плата наших сотрудников не ниже той, которая сложилась в отрасли с учетом в том числе региональных экономических аспектов. Конечно, мы видим в будущем возможность для роста заработной платы, увеличения социального пакета. Сейчас же одна из необсуждаемых задач - своевременная выплата заработной платы, ее индексация, что и происходит в компании. Удается сохранять уровень тех обязательств, которые мы взяли как работодатели по Коллективному договору.

Что касается изменений в области безопасного труда, подходов к охране окружающей среды, мы взяли курс на стандарты Fortum. Идет кропотливая работа. Компания внедряет систему экологического менеджмента с учетом требований международного стандарта ISO 14001. В организацию процессов безопасного труда вовлекаются все сотрудники. На всех российских предприятиях внедряется сеть техники безопасности концерна (Safety Network), а также специальная система информирования ForHelp. Все, что мы делаем сейчас, позволяет говорить о том, что к 2012 году будем работать по единым стандартам и правилам, принятым в корпорации.

- И последний, личный, вопрос. Бывали ли вы раньше в России? Если да, то что вас поразило тогда и что сейчас? Интересна ли вам культура нашей страны, ее люди? Или приход в Россию - только бизнес, «ничего личного»?

- Осмелюсь сказать, что неплохо знаю Россию. Я был вовлечен в российский бизнес Fortum еще с 90-х годов. Мне повезло, возможно, больше, чем другим моим коллегам. С самого начала прихода Fortum на Урал и в Западную Сибирь я возглавлял интеграционную команду, в чьи задачи входило объединение нашего российского бизнеса со всей группой компаний, внедрение новых технологий, методов работы, обмен опытом. Я не просто бывал в регионах, а жил в Челябинске. Для Fortum сейчас очень важна деятельность в России. Опыт сотрудничества с российскими специалистами из ТГК-10, встречи и деловое общение с руководителями регионов, главами городов очень нам пригодились.

Что касается истории страны, ее культуры, у России и Финляндии много общих страниц в истории. Даже увлечения у нас похожи - в Финляндии очень любят рыбалку и охоту. Я сам заядлый охотник и надеюсь, мне еще удастся побывать на охоте в настоящей сибирской тайге. С удовольствием и впредь буду бывать в России, ведь помимо бизнеса у меня здесь уже очень много хороших друзей.

Досье

Тапио Куула родился в 1957 году. Имеет степень магистра (технические науки, экономика). В Fortum работает с 1996 года, член правления с 1997 года. Владеет акциями компании. С 2005 года - старший вице-президент Fortum. С 1 мая 2009 года - президент и главное должностное лицо. Член совета директоров ТГК-1 (Северо-Западный регион России). Когда Fortum шел на Урал и в Западную Сибирь, приезжал в Челябинск.

ОАО «Фортум» (бывшее ТГК-10) действует на Урале и в Западной Сибири. Общая установленная мощность по электроэнергии ОАО «Фортум» и его зависимых обществ составляет около 3000 МВт, по тепловой энергии - более 13600 Гкал/час. С марта 2008 года основным акционером компании является финский концерн Fortum.

Fortum - один из ведущих электроэнергетических концернов стран Северной Европы (Финляндия и Скандинавия), России и региона Балтийского моря. Компания производит, передает и реализует электроэнергию и тепло, предоставляет услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию электростанций. В 2008 году объем продаж компании составил 5,6 миллиарда евро, при этом операционная прибыль достигла 2 миллиардов евро. Акции Fortum котируются на фондовой бирже NASDAQ OMX, Хельсинки. В компании работает около 15 500 человек (включая ОАО «Фортум»).

Solnechnogorskmebel.ru мебель в Солнечногорске недорого с доставкой

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

ветеринар-эндокринолог в Ростове-на-Дону
VK31226318