Подход к становому хребту

Подход к становому хребту

Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин поддержал южноуральских промышленников. Пока лишь морально.

В область с рабочим визитом прибыл председатель Счетной палаты России Сергей Степашин.

Он осмотрел социальные объекты, строящиеся с использованием федеральных средств, в том числе кардиоцентр. Сказал, что область свои обязательства выполнила, и если бы не кризис, пациентов в новом здании уже бы обслуживали. Дал губернатору Петру Сумину «честное беспартийное слово», что этому посодействует. Кстати, С. Степашин приехал не деньги считать, а посоветоваться с промышленниками и региональными властями о том, чем его ведомство сегодня может им помочь. Именно от металлургов во многом зависит наполнение бюджета региона-донора. Не случайно от трапа самолета он сразу поехал на ЧМК, на следующий день в областном правительстве провел совещание с лидерами металлургической отрасли Южного Урала. Высокого гостя те приветствовали стоя, а он их называл «становым хребтом». Разговор получился откровенным и содержательным.

Где лежат деньги от государства?

Основные вопросы сформулировал участвовавший во встрече полпред президента в УрФО Николай Винниченко. Он посетовал на проблемы кредитования реального сектора экономики.

Суть в высоких процентах. Хотя нередко банки декларируют кредит по ставкам, которые ниже «потолка», установленного федеральным центром. Но в процессе оформления кредит обрастает такими платами за услуги, что получить деньги можно лишь под 20-22 процента годовых.

- А нам нужны оборотные средства на покупку сырья, - фактически проиллюстрировал слова полпреда гендиректор Златоустовского металлургического завода Сергей Хомянин. - Заказами же мы обеспечены до середины августа.

Другой вопрос - помощь градообразующим заводам. По словам полпреда, деньги федерального бюджета мало кто получил. Речь, в первую очередь, о предприятиях, работающих по гособоронзаказу. Он профинансирован всего наполовину.

- Я говорил с министром обороны, - рассказывал Н. Винниченко. - Выясняется, что деньги застревают в головных компаниях. А наши предприятия, являющиеся структурными подразделениями, средства получат, в лучшем случае, в конце года.

По поводу процентных ставок и задержек финансирования Степашин выразился резко.

- Если не выполняются распоряжения премьер-министра, кого-то надо снимать с работы, - отметил он, подчеркнув, что Владимир Путин прибегает к режиму ручного управления экономикой не от хорошей жизни.

Кстати, порекомендовал обратиться к премьеру лично. Например, в ходе намеченного на 24 июля совещания в Магнитогорске.

Хуже уже не будет?

О кризисе председатель Счетной палаты говорил немало. Как со ссылками на мониторинги своего ведомства, так и опираясь на мнения сторонних экспертов. Сказал, что происходящее в мировой экономике нередко рассматривается как крах послевоенной системы капитализма.

Но тут же с долей иронии отметил:

- Нам легко критиковать современный капитализм: мы его не достроили. Так же, как и социализм в свое время.

Сергей Степашин заверил: никакого обвала рубля не будет, а инфляция (как предсказывает министр Эльвира Набиуллина) составит по итогам года 12 процентов. Вместе с тем, по его мнению, финансовые власти страны не всегда правильно оценивают причину инфляции. Она же кроется в отсутствии конкурентоспособной промышленности. О конкуренции следует думать, следовательно, многое из того, что в кризис оказалось на дне, вытаскивать, возможно, уже не надо.

- «Жигули» 65-го года нас возить не должны, - заявил С. Степашин.

Высокая зависимость нашей экономики от мировых цен на нефть по-прежнему налицо. Причем цена на «черное золото», как и десятки лет назад, спекулятивна. В связи с этим председатель Счетной палаты вспомнил финал 80-х годов, «ценовой сговор США и арабских государств», падение нефтяных цен, явившееся одной из причин развала СССР.

- Нас тогда просто опустили вместе с нефтью, - высказался чиновник.

Потому сегодня трехлетний госбюджет верстается, исходя из низкой цены на углеводород. С этим связан дефицит в шесть процентов, что у Сергея Степашина опасений не вызывает: так живут страны и с развитыми экономиками.

Размышления о том, будет ли хуже, получились менее определенными.

- Многие считают, что нижняя точка кризиса уже пройдена, другие прогнозируют даже небольшой подъем, после которого вновь произойдет спад, - пересказывал прогнозы московский гость.

- Тем не менее, - отметил С. Степашин, - России удалось избежать худшего сценария развития событий, массовых банкротств, в том числе намеренных.

Говоря о намеренных банкротствах, С. Степашин упомянул депутатов Госдумы (фамилий деликатно не назвал) и почему-то отметил, что сам он беспартийный.

На хорошем счету у Счетной

Челябинскую область бывший премьер-министр хвалил. Во-первых, за развитую промышленность (кризис все равно закончится) и особенно за мегапроекты, среди которых магнитогорский стан «5000» и рельсобалочный стан ЧМК. Во-вторых, за сельское хозяйство:

- В 90-е годы оно валялось, некому было даже урожай собрать, а сегодня вы в десятке агропромышленных регионов страны. А ведь у вас не Краснодарский край, - сказал Сергей Вадимович, намекая на неустойчивый климат.

В-третьих, у нас, по мнению Степашина, достаточно хорошо развит малый бизнес. А еще - доля инноваций в нашей региональной экономике почти вдвое весомее, чем в целом по стране - девять процентов (по России не больше пяти).

О том, что наш регион оказался под ударом мировых трудностей, Степашин говорил с уважением. Правда, не утешил: изменение конъюнктуры на мировых рынках металла произойдет не раньше 2011 года. Выход - развивать в масштабах государства внутренний спрос (как это делает Китай) и избавлять экономику от приставки «моно». Опыт развития сельского хозяйства в этой связи показателен.

VK31226318