Садоводам здесь место
Почему челябинские пенсионеры становятся предпринимателями и как им добиться успеха на рынке стихийной торговли.
В этом году мэр Челябинска разрешил пенсионерам продавать овощи и ягоды в местах, не предназначенных для торговли. Даже социальная система СССР, обладающая огромным количеством льгот, не могла предоставить садоводам таких условий. Расценивать разрешение мэра как беспрецедентную заботу о пенсионерах в период кризиса? Или как эффективный PR-ход, позволивший мэрии завоевать симпатии стариков? А есть и другая точка зрения: в Челябинске созданы условия для того, чтобы под прикрытием пенсионеров процветал серый бизнес перекупщиков и владельцев мелких торговых точек.
Мэр разрешил
- При наличии у пенсионера членской книжки садоводства ему разрешается торговать даже в местах, не предназначенных для этого, - рассказывает Валентин Барановский, заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска. - Такое решение принял мэр, чтобы поддержать пенсионеров в трудной экономической ситуации.
Независимо от резолюции Юревича в последние годы бабушек на перекрестах особенно не гоняли. По словам самих пенсионеров, милиционеры охотились за нелегальными мигрантами, а отечественных стариков-производителей редко трогали. После заявления мэра их и подавно оставили в покое.
- В этом году ни одного пенсионера мы не оштрафовали за торговлю в неположенном месте, - подтверждает начальник отдела борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка Максим Плеханов. - Хотя эту торговлю вряд ли можно назвать законной. Мы не сидим сложа руки: проводятся рейды, чтобы предупредить возможные отравления, например, подозрительными соленьями. Иногда сразу видно, что перед тобой продукция, которую невозможно вырастить в саду.
Милиция все-таки не оставила без надзора стихийную торговлю. Хотя и сам М. Плеханов признается, что гарантировать безопасность продукции пенсионеров никто не возьмется. Более того, есть мнение, что эта продукция заведомо опасна.
Старикам тут не место
Помимо милиционеров отыскались и другие люди, обеспокоенные тем, что пенсионеры нарушают санитарные нормы. Один из руководителей челябинских рынков (он попросил не называть его имени) негативно относится к действиям мэрии, которые касаются торговли овощами и ягодами. Он объясняет это своей заботой о потребителе. Садоводы, мол, торгуют с нарушениями санитарных норм. Однако на поверку оказывается, что его скорее волнует неравная конкуренция:
- Началось с того, что каждый рынок обязали предоставлять бесплатные места для садоводов-пенсионеров. Хотя, по большому счету, это ненормально: представьте, что к вам в квартиру подселяют чужого человека, за которого приходится платить, а он еще мусорит у вас дома. Частенько пенсионеры не убирают за собой ящики и картонки. В то же время рынкам никто скидки за пенсионеров не делает. Мы оплачиваем аренду за землю для садоводов, как будто сами ее используем.
Но с квотами мест на стариков владелец рынка еще мирится. А вот со стихийной антикризисной торговлей, по мнению руководителя рынка, не все ладно. Пенсионеры не отличаются аккуратностью: частенько торгуют чуть ли ни на земле, а это незаконно. И цены у них бывают ниже рыночных только за счет возможности не платить налоги. Кроме того, под прикрытием антикризисной торговли, по мнению владельца рынка, начинают действовать мелкие ларьки или торговцы, занимающиеся сбытом явно заграничной продукции: хурмы, персиков, арбузов. Бизнесмен переживает, платят ли эти мелкие торговцы такие же налоги, как и он. Или они «косят» под садоводов, которым мэр позволил заниматься бизнесом свободно?
А кому сейчас легко?
Глупо было бы узнавать ответы на эти вопросы у милиционеров. Еще глупее - у ларечников, которые устраиваются рядом с пенсионерами. Они не станут доносить на самих себя. Зато садоводы могут, ничего не теряя, рассказать об отношениях милиции с мелкими торговцами. Они дают понять, что здесь все чисто.
- Я сам 34 года отработал в милиции, - рассказывает пенсионер дядя Саша, торгующий на перекрестке Комсомольского и Молодогвардейцев. - Когда-то лично гонял тех, кем сам теперь стал. Мы жестко боролись с несанкционированной торговлей. Сейчас я по другую сторону баррикады. У меня не складывается впечатления, что ларечники в привилегированных условиях. Их регулярно проверяют милиционеры, потому что там зачастую работают мигранты-нелегалы.
- А вот на рынок я бы никогда не пошла торговать, - говорит другой садовод-продавец Наталья. - Там могут выгнать или запретить стоять, где ты хочешь. Конечно, ларечники иногда перебивают спрос на нашу продукцию, но их и проверяют чаще, чем нас.
Вряд ли мэрия разрешила стихийную торговлю пенсионерам для прикрытия ларечников-нелегалов. По крайней мере, последних не перестала проверять милиция. Версия о беспрецедентной заботе тоже сомнительна: садоводы и раньше активно торговали, почти не испытывая давления со стороны милиции. А вот привлечь симпатии садоводов-пенсионеров мэру явно удалось. Разрешение градоначальника стало притчей во языцех. Любая бабушка на перекрестке с гордостью заявит, что теперь она не персона нон грата. Теперь у нее есть позволение муниципальной власти. Пенсионерам, решившим им воспользоваться, мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с неписаными правилами стихийного бизнеса на перекрестках.
Торговля - дело хитрое
Пенсионеров-продавцов только с первого взгляда можно принять за простачков. Их бизнес не уступает Востоку в тонкости устройства. Те, кто работают с умом, зарабатывают до 50 тысяч рублей за сезон.
Обратите внимание на расположение популярных мест для торговли. Не случайно они возникают на стороне проспекта или улицы, по которой общественный транспорт везет горожан домой с работы. Стихийные рынки разрастаются к пяти часам пополудни, то есть к концу рабочего дня. Тогда уставшие, но довольные горожане вероятнее всего купят кучку огурчиков к ужину или стаканчик ягод для детей.
Торговать продуктами в центре города неэффективно. Вряд ли покупатель полезет в переполненную маршрутку с кулечком малины: в руках держать неудобно, в сумке ее помнут. Лучше переместить импровизированный лоток в глубь спального района.
Самый действенный способ привлечь покупателя - разложить перед ним весь ассортимент.
Пусть у клиента будет возможность выбрать самый спелый помидор или огурец идеальной формы
Огородники признаются: челябинцы охотнее всего покупают у пенсионерок. Наверное, для нас покупка пучка укропа у старушки - это еще и жест доброй воли. Это своего рода поддержка самого незащищенного класса. Престарелые мужчины или люди среднего возраста выглядят менее жалостливо, поэтому укропа продадут меньше. Хотя бывают исключения.
Отдельный разговор - перекупщики. От тружеников-садоводов их можно отличить по дорогим украшениям и маникюру. Они успевают еще на подъезде к городу (например, у железнодорожного вокзала) перехватить товар по низкой цене. Приезжающие из поселков не знают, что почем и соблазняются на предложенную перекупщиками цену. Так что не уступайте свой товар оптом по первой же предложенной цене, если вы продавец. И не думайте, что вы помогаете выжить пенсионеру, покупая огурцы у престарелой дамы с перстнями и идеальным маникюром, если вы потребитель.
И, наконец, самое главное - понять, какой товар пользуется успехом. Садоводы-бизнесмены со стажем советуют торговать клубникой, малиной, зеленым луком и грибами. Остальное вряд ли окупится. Большого барыша от вишни, например, ожидать не приходится. Огурцы неплохо идут на стихийном рынке, но и труда на них нужно положить очень много.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве