Заблокированный сервитут
За каждый шаг с предпринимателя Михаила Герасимова завод металлургического машиностроения требует по 1000 рублей.
Всего таких шагов нужно сделать 310. Получается 310 тысяч рублей в месяц. Такую сумму требует руководство Уфалейского завода металлургического машиностроения (УЗММ) с частного предпринимателя Михаила Герасимова за доступ к его производственному участку. Столь уникальным образом было истолковано постановление арбитражного суда, установившего 19 ноября 2008 года частный сервитут и разрешившему предпринимателю пользоваться дорогой, идущей от технологической проходной предприятия к принадлежащему ему цеху.
Сначала заплати
В 2005 году Михаил Герасимов приобрел на территории УЗММ здание бывшего гаража. Продал две автозаправки, взял кредит в банке и вложил пять миллионов рублей в создание производства изделий из мрамора. Провел полную реконструкцию здания, установил кран-балку, купил два роспускных станка, полировальную установку для обработки гранита и мрамора, завез емкости. Выполнил все предписанные техусловия, в том числе и экологические. Набрал штат и «запустился».
Производство изделий из мрамора в Уфалее распространено. По словам Михаила Николаевича, с полсотни частных цехов пилят этот благородный камень чуть ли не по гаражам и подвалам. В успехе своего предприятия, оснащенного современным оборудованием, Герасимов не сомневался. Он и предположить не мог, что два года спустя, в августе 2007 года, его лишат доступа к своей собственности, а следующие два года ему придется посвятить судебным разбирательствам.
- Как только я начал распиловку, - рассказывает М. Герасимов, - на следующий день, 27 августа, стоявшие у второй проходной охранники завода завернули меня со словами: «Пускать не велено!»
Сначала Герасимов подумал, что произошло недоразумение. Но когда ему позвонили рабочие и сказали, что их тоже не пустили, пошел разбираться. Выяснилось, что завод выкупил землю. И теперь проход-проезд пролегает по частной территории. Ее владельцы заняли такую позицию: хотим - пускаем, хотим - нет!
А планы у Михаила Герасимова были немалые. Площадь цеха почти в полторы тысячи метров позволяла установить не два-три станка, а пять-десять, в том числе полировальную линию с программным управлением. Но все рухнуло. Герасимов не может попасть на свое предприятие.
Но это еще полбеды. Хотя его предприятие находится в охраняемой зоне (!) завода, его начали грабить. Пришлось предпринимателю в сопровождении приставов вывезти дорогостоящее оборудование, растолкав его по гаражам.
- Моему соседу повезло еще меньше: завод выкупил землю под его цехом, - грустно улыбается М. Герасимов. - Он вообще в панике: хоть разбирай корпус по кирпичику и вывози.
Михаил Герасимов пошел по судам. Первый проиграл из-за неправильной формулировки искового требования, следом проиграл апелляцию. Второй, с требованием установить сервитут, в ноябре 2008 года выиграл. Суд установил для прохода и проезда частный постоянный сервитут с соразмерной платой за его пользование. УЗММ выставил свою «соразмерную» плату: 310 тысяч рублей в месяц за проезд по 300-метровой дороге.
Закрытый путь
Первым делом по приезде в Уфалей мы зашли к исполняющей обязанности главы округа Татьяне Софьиной. Нас интересовала позиция власти. Конечно, в данном случае мы имеем дело со спором хозяйствующих субъектов, в который ей, власти, соваться не следует. С другой стороны, закрытие принадлежащего Герасимову предприятия означает потерю, как минимум, 40 рабочих мест. И это в городе, где безработица растет с угрожающей быстротой, обгоняя среднеобластную. К тому же налоги, перечисляемые Герасимовым, могли хоть в малой доле помочь рассчитаться за семимиллионный долг города поставщикам газа. О задолженности электроэнергетикам и говорить не стоит.
- Я приглашала Михаила Николаевича на разговор в администрацию, - сказала Т. Софьина, - поскольку обеспеченность рабочими местами - одно из приоритетных направлений в нашей работе. Провела переговоры с руководством УЗММ по поводу сервитута. Но переговорный процесс надо продолжать. Вернусь к нему, как только решу все проблемы города в связи с подготовкой к зиме.
Мы с Михаилом Герасимовым подъехали к проходной, через которую его не пускали. А ее нет! Сам КПП остался на месте, но заколочен. Вместо ворот - сплошной забор из металлического прутка с колючей проволокой поверху. Здесь мы нашего героя и сфотографировали.
А могут и посадить
Почему не выполняется решение суда? И каким образом обязательное для всех граждан исполнение закона может заблокировать некий собственник?
- В исполнительном листе арбитражного суда, - подтвердила начальник отдела судебных приставов Александра Горбунова, - конкретно определено: установить частный постоянный сервитут и обеспечить беспрепятственный проезд до недвижимости, принадлежащей ИП Герасимова. Но исполнить решение мы не можем. Если вы были на бывшей проходной, то видели: ее не существует. Мы не единожды встречались как с Герасимовым, так и с представителями УЗММ. Варианты искали всякие, но к консенсусу не пришли.
Судебные приставы трижды штрафовали УЗММ на 30, 50 и 70 тысяч рублей. Нарушитель закона предупрежден об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда.
- К уголовной ответственности, - уточнила Александра Горбунова, - может быть привлечен руководитель предприятия. Должностному лицу грозит наказание: штраф - до 200 тысяч рублей, лишение права занимать определенные должности до пяти лет, исправительные работы от 180 до 240 часов, арест сроком от трех до шести месяцев. Крайняя мера - лишение свободы до двух лет.
За два минувших года Герасимов написал 90 писем в адрес генерального директора Павла Пономарева. Ни одного ответа не последовало. Впрочем, на одно письмо П. Пономарев ответил. Но не Герасимову, а заместителю начальника отдела гражданской промышленности правительства области Е.Ф. Аверьянову, которому также писал Михаил Николаевич: «Считаем, ИП Герасимов намеренно вводит Вас в заблуждение относительно позиции ООО «УЗММ» по поводу уклонения от установления сервитута. С предложением о постановке на кадастровый учет Герасимов М.Н. в наш адрес не обращался. Все его многочисленные действия в создании этой ситуации вызваны тем, что он выбрал неверный способ защиты своих прав. Наше предприятие никоим образом не препятствует запуску предприятия индивидуального предпринимателя и его нормальному функционированию, но оформлять сервитут в установленном законом порядке обязано лицо, в пользу которого вынесено решение об установлении сервитута».
Это письмо, написанное в марте 2009 года, вызывает, как минимум, пару вопросов. Первый. Если гендиректор признает, что Герасимов «выбрал неверный способ защиты своих прав», значит, права у Герасимова есть. Тогда кто их нарушил и от кого их надо защищать? Второе. Гендиректор пишет: «Наше предприятие никоим образом не препятствует запуску предприятия... и его нормальному функционированию». А как же ликвидированная проходная и 1000 рублей за метр?!
Вот эти два вопроса мы и хотели озвучить при встрече с Павлом Викторовичем. После бесед с и.о. главы Татьяной Софьиной, с судебным приставом Александрой Горбуновой и Михаилом Герасимовым мы позвонили в приемную Павла Пономарева. Сначала нам сказали: «Совещание, перезвоните через полчаса». Перезвонили: «Занят, позвоните через час». Следующий звонок мы сделали уже по возвращении в корпункт. На этот раз секретарь ответила, что Павел Викторович в курсе вопроса. Но того конфликта, который раздувает Герасимов, на самом деле нет. Точка зрения Пономарева, транслированная секретаршей, понятна. Хотелось получить ответ от самого гендиректора. Попросили сообщить, когда он освободится, и оставили номер телефона корпункта.
Не могли по ходу расследования обойти и министерство промышленности и природных ресурсов, куда ушло письмо от Пономарева. Здесь секретарь не стала подменять своего начальнику, а сразу соединила.
- Ситуация понятна, - ответил Евгений Аверьянов, - на 4 сентября назначено совещание, на котором будет присутствовать Пономарев. Но я не смогу с ним переговорить. Сделаю это, как только вернусь из отпуска. Обещаю, что буду разбираться в этой ситуации.
Звонка из приемной УЗММ мы так и не дождались…
Справка
Сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком. Может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Частный сервитут устанавливается на основании договора между собственниками земельного участка и пользователем сервитута. Подлежит обязательной государственной регистрации.
Геннадий ЯРЦЕВ
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве