Пивом бюджет не вылечить

Пивом бюджет не вылечить

Повышение акцизов на продукцию пивоваров повлечет удорожание пенного напитка на 15 - 40 процентов.

Повышение акцизов на пиво ударит по карманам его любителей. Таковы прогнозы пивоваров, представителей смежных отраслей и ряда независимых экспертов. Проблема обсуждалась на заседании круглого стола «Новые акцизы и региональный рынок: варианты, прогнозы, перспективы». Мероприятие прошло на днях в Екатеринбурге.

Как известно, в конце августа Министерство финансов России озвучило инициативу повысить в 2010 году акцизы на ряд товаров, в том числе, алкоголь. Таким образом, Минфин намерен покрыть дефицит бюджета, который в следующем году предположительно составит 3,1 триллиона рублей.

В сельских магазинах - дороже

Предложение, еще пока не принятое, уже вызвало недовольство производителей пива. Акциз на эту продукцию предполагается увеличить на 190 процентов, то есть, почти втрое. Отпускная цена бутылки слабого алкоголя автоматически вырастет на несколько рублей. Объемы продаж, соответственно, снизятся.

В свою очередь, перевозчики и продавцы приподнимут цены на свои услуги, чтобы компенсировать собственные потери:

- Из-за снижения спроса и объемов производства доходы предприятий отраслей, смежных с пивоваренной, начнут сокращаться быстрее расходов, - поясняют причину специалисты, - Например, ставка аренды склада не снижается от того, что его помещение заполнено всего наполовину.

Значит, рост цен в слабоалкогольной рознице будет ощутимым. По словам директора направления ЗАО «Компания «Юнилэнд-Екатеринбург»» Александра Шумилова, это особенно коснется небольших торговых точек, где реализация пива в общем товарообороте достигает 40 – 60 процентов. При такой доле повышение акциза даже на шесть рублей с каждой бутылки поставит владельца ларька перед выбором: закрывать точку или существенно увеличивать наценки.

- Пиво в таких магазинах, характерных в основном для глубинки, может подорожать на 40 процентов, - считает А.Шумилов.

Производители уверены: марки премиум-класса будут пользоваться спросом и после подорожания. Покупают их люди состоятельные, для которых несколько рублей - не разница. Покупатели сортов лояльных ценовых категорий наверняка перейдут на водку.

Водка без пива

Если акциз на пенный напиток Минфин предлагает увеличить почти в три раза, то рост ставки на крепкий алкоголь ожидается лишь на уровне десятипроцентной инфляции. Такой расклад пивовары считают несправедливым.

- За последние пять лет ставка акциза на пиво выросла почти вдвое, в то время как на вино и крепкие спиртные напитки рост составил, соответственно, 18,2 и 41,5 процента, - говорит директор челябинского филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»» Сергей Бабинский.

Водка дорожает существенно медленнее, чем пиво. В результате выигрывает борьбу за предпочтения россиян. Ценовой фактор влияет, дополняя традицию нашей страны уважать именно высокий градус. По данным С.Бабинского, в отечественной структуре потребления алкоголя доля крепких спиртных напитков составляет 2/3. И только треть приходится на вино и пиво. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает нормальным, когда крепкий алкоголь, вино и пиво занимают в сфере потребительского спроса равные позиции.

Вице-президент группы компаний Хейнекен в России Виктор Пятко приводит в пример Санкт-Петербург. Там пиву отдают предпочтения гораздо чаще, чем где бы то ни было в стране, и число заболеваний алкогольными психозами за последние пять лет снизилось наполовину.

Сергей Бабинский ссылается на данные ВОЗ, установившей в 2001 году зависимость между количеством выпиваемой водки и средней продолжительностью жизни. Россиянин, принимающий в год 12 литров крепких напитков, живет в среднем 66 лет, житель Чехии со своими четырьмя литрами дотягивает до 75. Меньше нас в Восточной Европе пьют украинцы, белорусы, латыши, литовцы, словаки и поляки. Предполагается, что они отдают все большее предпочтение слабому алкоголю. Тогда как в России за шесть месяцев 2009 года объемы производства пива сократились впервые за 15 лет на семь процентов. Специалисты уверены: народ возвращается к дешевой водке, и идея с увеличением акцизов ему в этом лишь поможет.

- Сейчас по цене бутылки водки можно купить четыре банки пива, - подсчитывает С.Бабинский. - А если учесть дешевую продукцию теневого рынка, повсеместно присутствующую в розничной торговле, то соотношение уменьшается до 1 : 2. В Советском Союзе было 1 : 10 - так же, как сегодня в западных странах.

Ученье - хмель

Увидеть именно в пиве лекарство от всеобщего алкоголизма может лишь трезвый лоббист. Не секрет, что данный напиток - молодежный. Своего рода подготовительные курсы перед приобщением к сорокоградусному национальному достоянию. Значит, с точки зрения общественного здоровья алкоголь, даже слабый, не может быть дешевле молока.

- Акцизы на алкогольную продукцию надо повышать и достаточно резко, - считает кандидат экономических наук Константин Селянин. - Но повышение должно в большей степени касаться именно крепкого алкоголя, а не наоборот.

Исполнительный директор НП «Урал Пищепром» Иван Колодяжный говорит о необходимости «на государственном уровне формировать культуру употребления алкоголя - и крепкого, и слабого».

- Почему в Германии, которая производит пива в несколько раз больше России, люди не спиваются? - говорит он. - Потому что соответствующую культуру там прививают с юности. Понимают: одними запретами ничего хорошего не достичь.

Одним словом - учиться, учиться и учиться.

Отстой пены

По мнению экспертов, повышение акцизов на пиво проблемы федеральной казны не решит.

- Такая инъекция бюджет не спасет, - утверждает Иван Колодяжный.

- Увеличение акцизов на пиво покроет бюджетный дефицит всего на 1 - 2 процента, - подтверждает Константин Селянин. - Даже если сначала мера министерства финансов приведет к пополнению бюджета, то неизбежное снижение объемов производства отразится на сумме налогов на прибыль и добавленную стоимость, - говорит депутат Законодательного собрания в Челябинской области Марат Ахметгалин. - В конечном итоге ситуация с бюджетным дефицитом вернется на нынешний уровень, если не станет хуже.

Некоторые наблюдатели идею Минфина в нынешнем ее варианте расценивают как результат «водочного лобби». С другой стороны, по мнению Константина Селянина, пивная отрасль с точки зрения налоговых платежей прозрачнее водочной. Значит, и ужесточать к ней требования проще.

- Это на руку недобросовестным производителям и продавцам крепкого алкоголя, так как они ставятся в более выгодные условия, - считает эксперт.

Mebel-troick.ru мебель на заказ Троицк кухни

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

танатотерапия в Санкт-Петербурге
VK31226318