Полтора метра жизни
Наши корреспонденты проверили какой из грузовиков - «Урал» или «Камаз» - нужнее для российских вооруженных сил.
Миасский автомобильный завод уже много лет поставляет свои «Уралы» Российской армии. Однако, несмотря на подписанный 8 октября 2007 года контракт на поставку с 2008 по 2010 год 8390 единиц техники, главное автобронетанковое управление Минобороны России уже второй раз предложило заводу расторгнуть договор, мотивируя это отсутствием финансовых средств. За Миасский автозавод вступился губернатор Петр Сумин. Глава региона направил письмо министру обороны Анатолию Сердюкову с просьбой полностью выполнить государственный заказ.
Петр Сумин высказал опасения, что сворачивание заказа на градообразующем предприятии в условиях мирового финансового кризиса приведет к ухудшению социально-экономической обстановки как в городе, так и во всем регионе. А тут еще поползли слухи, что Минобороны в случае расторжения контракта с миасским заводом не откажется от отечественного автопрома, а передаст госзаказ другому российскому автомобильному гиганту, ОАО «КамАЗ». Получается, что армейцы сталкивают лбами два крупнейших автозавода. Чтобы увидеть преимущества обеих машин, наш корреспондент решил на них прокатиться.
Автодром школы РОСТО ДОСААФ встречает пасмурной погодой, ледяным ветром и ревом мощных моторов. «Уралы» и КамАЗы под управление опытных инструкторов готовы показать себя в действии.
- На этом автодроме мы готовим специалистов для Вооруженных сил, - говорит председатель РОСТО ДОСААФ области Евгений Шишкин. - Здесь курсанты осваивают азы практического вождения, учатся управлять такими гигантами, как «Урал», КамАЗ и даже БТР.
Автодром выглядит непривычно. Множество буераков, косогоров, холмов, глубоких ям и оврагов, других препятствий. По словам Евгения Шишкина, он сделан так, чтобы курсанты оказались в условиях, максимально приближенных к экстремальным. Ведь боевые действия происходят не на асфальте, а на пересеченной местности.
Тем временем начинается непосредственно тест-драйв. На большой скорости «Уралы» и КамАЗы преодолевают одно за другим сложные препятствия. Сначала въезд на горку, затем резкий быстрый спуск и сразу же - в глубокий овраг. Машины с ревом и грохотом проезжают буквально в каких-то метрах. Зрелище не для слабонервных. Многокилограмовый армейский грузовик проносится рядом. Сразу возникает стойкое желание куда-нибудь спрятаться. Однако усилием воли заставляю себя устоять на месте. Машины, выбравшись из оврага, заламывают крутой вираж и отправляются преодолевать другие препятствия.
- Если сравнивать «Урал» и КамАЗ, - делится мнением Евгений Шишкин, - то КамАЗ - более современный и более комфортный автомобиль. Но он сложнее в эксплуатации. В электропроводке, в тормозной системе солдату здесь разобраться гораздо труднее. «Урал» как в управлении, так и в эксплуатации более простой. К тому же у него больше мощность и выше проходимость, что в армейских условиях очень важно.
Слова словами, но надо ведь и самому сравнить два гиганта. Сначала залезаю в кабину КамАЗа. Скажу честно, в подобных грузовиках я не ездил ни разу (если, конечно, не считать компьютерные игры). В кабине огромное количество кнопок и рычагов, о предназначении которых мне, непрофессионалу, приходится только догадываться. Пока разглядываю панель приборов, машина, ревя мотором, карабкается в гору. Трясет внутри, конечно, нещадно.
- Это вы в «Урале» еще не ездили, - смеется, глядя на то, как я пытаюсь уцепиться за какую-нибудь ручку, водитель КамАЗа Евгений Улин. - Там из-за особенностей подвески кочки ощущаются гораздо сильнее. После КамАЗа прокатиться на «Урале» особенно интересно. Первое, на что обращаю внимания - кнопок и рычагов здесь действительно меньше, все проще и понятнее. Мотор у «Урала» ревет гораздо более ощутимо, чувствуется мощь. Что касается ощущений, то трясет, действительно, сильнее.
- КамАЗ «съедает» некоторые кочки, поэтому он считается более комфортным, - говорит водитель «Урала», мастер производственного обучения вождению Константин Машьянов, который год в качестве солдата-срочника отслужил в Чечне.
- По своему опыту могу сказать, что для армии «Урал» лучше, - делится мнением Константин. - Во-первых, он безопаснее - знаю о чем говорю, потому что сам попадал на таком автомобиле под обстрел. Во-вторых, это более мощная и проходимая машина.
В подтверждение этих слов «мальчик» (именно так называет свой «Урал» сам Евгений) забирается на гору на второй передаче полностью без газа, только на одном сцеплении! Действительно, самая что ни на есть армейская машина!
Согласен с характеристиками «Урала» и заместитель командира ОМОНа ГУВД области, подполковник Евгений Гордеев.
- У нас все водители профессионалы, могут управлять КамАЗами и «Уралами». Однако самое главное - надежность и простота в обращении, а по этим качествам «Урал» своего собрата превосходит, - говорит Евгений Гордеев. - У нас практически все водители в Чечне попадали под обстрелы и под подрывы, и могу сказать, что «Уралы» нашим ребятам неоднократно спасали жизнь. Дело в том, что, если на мину наезжает КамАЗ, там шансов выжить гораздо меньше, из-за того что кабина находится сразу под колесами. У «Урала» же передние шасси вместе с двигателем выдвинуты вперед на полтора метра, что при подрыве может сыграть решающую роль.
Специалисты в очередной раз подтвердили, что «Урал» - машина для нашей армии незаменимая. Теперь слово за Министерством обороны, ведь контракт по госзаказу должен действовать до 2010 года, его сумма - 11,71 миллиарда рублей.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве