Послевкусие дешевых овощей
Что осталось за эффектным кадром с плачущей китаянкой
Лето 2009 года войдет в историю Челябинской области «китайско-овощеводческим» скандалом: четырехкратным превышением содержания мышьяка в огурцах из Чебаркульского района, беспощадным сносом теплиц в Еткульском районе. Эти события mediazavod.ru освещал в материалах «Китаянка бросилась под грейдер», «Растоптать чужие помидоры» и других. Фото рыдающей китаянки Ти Чаоб немедленно попало в газету «Жэньминь жибао», журналисты которой рассказали соотечественникам об «излишней» строгости местных органов власти, о «разграблении» имущества китайских овощеводов. Сегодня мы предоставляем слово главе Еткульского района Василию Головчинскому, отважившемуся на радикальное решение «китайской проблемы». Какие выводы он сделал по итогам овощеводческого сезона?
Без приглашения
Вопрос «Есть или не есть китайские овощи?» благополучно разрешился. В лабораториях Роспотребнадзора продукты проверили, ничего страшного не нашли. Обыватели успокоились. Однако журналисты, освещавшие эту тему, забыли о другом: что станет с нашими полями и экологией в результате полудикого китайского овощеводства? Невыносимо смотреть, как подданные Поднебесной губят землю. Увидев это своими глазами, горожане наверняка перестали бы радоваться дешевым огурцам и помидорам.
Честно говоря, мы в Еткульском районе и не думали приглашать овощеводов из Китая. Они заняли земли сами, не поставив в известность местную власть. У нас был другой план развития района. В последние годы активно распахивались залежные земли (за три года около 20 тысяч гектаров). Хозяйства начали вставать на ноги, покупать современную эффективную технику, осваивать передовые технологии. Наши механизаторы пересели на комбайны и тракторы с кондиционерами и электроникой.
Воду наши овощеводы расходуют экономно, может быть, потому что платят за нее. У картофелеводов в Сухоруково и в других молодых хозяйствах современные поливальные машины. В селе Шеломенцево ООО «Росинка» поливает овощи очень экономичными итальянскими агрегатами. Сейчас «Росинка» готовится перейти на капельный, еще более экономный полив по израильской технологии.
Словом, стараемся сделать сельское хозяйство экологически безопасным и конкурентоспособным. И вдруг, как снег на голову, являются сотни китайских овощеводов, даже не из прошлого, а из позапрошлого века. Они бездушно эксплуатируют природу. Работают за гроши, живут в антисанитарных условиях и больше похожи на рабов, чем на наемных рабочих. Больно на все это смотреть.
Экономика Китая развивается быстрыми темпами, китайцы осваивают космос и высокие технологии. Почему же в сельское хозяйство России великая нация экспортирует только «дикое средневековье». Вправе ли мы со всем этим молчаливо соглашаться?
Чужого не жалко
Считается, что китайцы - лучшие овощеводы в мире. Но разве настоящий земледелец может относиться к земле так, как китайские гастарбайтеры на Южном Урале? Места их базирования похожи, как близнецы: по пахотному полю проложена дорога, вырыты скважины и котлованы для полива, тут же - жуткого вида бараки, кухни, сортиры, громадные теплицы, кучи досок и мусора, бурьян… Сразу ясно: они тут - люди временные. Приехали заработать, а после них - хоть трава не расти. Причем, подданные Поднебесной явились как раз в то время, когда природа смогла немного восстановиться после бездумной эксплуатации земли советскими хозяйственниками.
Я родился в Еткульском районе и знаю, что при Советской власти об экологии заботились мало. Кучи удобрений на полях, обработка химикатами с помощью малой авиации... В 70-е годы прошлого века в совхозе «Еткульский» решили выращивать овощи на поливе. Система была незатейливой: от озера к полям шли канавы. Много воды уходило в песок (почвы здесь песчаные), много испарялось в жаркие дни. Зато Еткуль кормил дешевыми овощами весь Челябинск. Думали: озеро Еткуль большое, хватит всем и надолго. Не хватило, дополивались. Через 30-40 лет красивейшее озеро обмелело, заилилось. Теперь нужны огромные затраты на углубление водоема.
И вот в XXI веке время словно повернулось вспять: граждане КНР принялись выращивать на нашей земле овощи, используя еще более варварские способы полива. К их теплицам тянутся запрятанные в землю шланги. Таким образом незваные овощеводы выкачивают воду из озер и подземных горизонтов. Под пленкой сыро и душно, растения буквально залиты водой. Чужого не жалко...
Дефицит питьевой воды, чистой земли и безопасного продовольствия - проблема для многих стран мира. К счастью, нас эта беда еще не коснулась. Еткульский район - один из самых экологически чистых в Челябинской области. Хотя уже почти потеряно озеро Большой Сарыкуль, красота его осталась только в рассказах писателя Виталия Бианки. Исчезли некоторые болотца и пруды. Между прочим, небольшое озерцо у села Потапово выкачали китайские овощеводы.
Как глава района я должен любой ценой сохранить для потомков уцелевшие богатства природы. Трава после нас должна расти. А что делать с неимоверным количеством толстой тепличной пленки, когда она придет в негодность? Наверняка этот мусор и неиспользованные удобрения китайцы бросят на нашей земле.
Для них закон не писан?
Проблема приобрела нынче чрезвычайную остроту. В предыдущие два года китайских теплиц в районе было немного, удавалось найти общий язык с их хозяевами. В 2009 году ситуация резко изменилась. В феврале мне позвонил глава Каратабанского сельского поселения и сообщил о неожиданном прибытии 200 граждан КНР (это больше, чем все трудоспособное население деревни). Иностранцев привезли автобусами, поселили в заброшенном здании столовой на 100 квадратных метрах. Без воды, отопления, туалета, без окон и дверей. Дверные и оконные проемы попросту затянули пленкой. Многочисленные новоселы потянулись за водой к колонкам, за покупками в сельский магазин. Местные жители запаниковали. Как глава района я вынужден был вмешаться. «Трудовой десант» передислоцировался в другое место.
Однако в начале овощного сезона выяснилось: на землях, арендованных у местных предпринимателей, китайские граждане построили пленочные теплицы общей площадью 78 гектаров (в три раза больше, чем в 2008 году). Количество нелегальных мигрантов в районе не поддается подсчету: при проверках часть китайцев прячется в лесах.
В апреле один из китайских сельхозрабочих обратился за медицинской помощью в районную больницу Еткуля. Врачи выявили у него открытую форму туберкулеза. Опасного больного увезли в Челябинск на лечение, мы поставили в известность миграционную службу. Что стало с носителем палочки Коха? Депортировали его на родину или нет? Четкого ответа я до сих пор получить не могу. Кстати, чуть позже туберкулез в открытой форме был выявлен еще у одного китайского гастарбайтера.
Дважды на дорогах района наши милиционеры задерживали граждан Китая за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Своих пьяниц нам мало? Овощеводы уже и рожать начали в России. Слава богу, малыш появился на свет не в поле, а в роддоме города Коркино. Свидетельство на ребенка выдали в загсе Еткульского района, но дальнейшая судьба китайской мамы с младенцем неизвестна. Видимо, затерялись на просторах Челябинской области.
Для меня остается загадкой: как они въехали в Россию, как ввезли на Южный Урал тонны полиэтиленовой пленки, неразрешенные удобрения и химикаты? Только этим летом Роспотребнадзор нашел два тайника с неизвестными веществами. Почему иностранцы не соблюдают законы нашей страны? Эти вопросы к руководителям государственных служб.
К взаимовыгодному партнерству готовы
Власть должна быть жесткой и способной на непопулярные решения. А потому я настоял на сносе теплиц, построенных на захваченной муниципальной земле Каратабана. Меня поддержали все советы ветеранов района. Мнением этих людей дорожу. Они знают, что такое бережное отношение к земле.
В июле телеканалы показали рыдающую перед грейдером китаянку. Тогда СМИ назвали меня «бессердечным чиновником». Упрек не по адресу. Рыдать китаянке надо было не перед грейдером, а перед своим работодателем Ван Дуном, который молчаливо наблюдал за происходящим. Его надо спросить: почему господин Ван никак не оформил строения? Ведь с юридической точки зрения теплиц не существовало, как не существовало и работающих в них людей.
Незадолго до прецедента со сломом теплиц Ван Дун приходил ко мне, предлагал деньги на развитие района. Я отказался. Зачем нам «гуманитарная помощь», лучше китайский хозяин пусть платит налоги. Пока мы не имеем от граждан Китая ничего, кроме головной боли. Хотя подданные Поднебесной без стеснения пользуются нашей землей, водой, лесом, памятником природы - Еткульским бором. Иначе как экспансией это не назовешь. Вот почему мы вынуждены были бороться с «китайским нашествием»: засыпали котлованы и скважины. Как могли, контролировали ситуацию.
На будущий год разрешим им работать в Еткульском районе только по нашим правилам. Это будут российские овощеводческие хозяйства с грамотными агрономами, с новейшими технологиями. Граждане КНР станут легализованной рабочей силой. В трудолюбии этого народа никто не сомневается, ведь китайцы и сейчас добросовестно работают в той же «Росинке».
Кстати, в Еткульском районе выходцы из Поднебесной могут не только выращивать качественные овощи, но и заниматься их переработкой. Если китайские предприниматели готовы прийти к нам с современными технологиями, то партнерство получится долгосрочным.
глава Еткульского района