Управитель поселка

Управитель поселка

У Александра Риттера свой взгляд на социальные и производственные проблемы Новогорного.

В кабинете Александра Егоровича было прохладно. На наше демонстративное поеживание Риттер отреагировал моментально: «А я принципиально не включаю тепло, пока оно не придет в последнюю квартиру поселка!» Такая позиция характерна для начальника отдела администрации Озерского городского округа по поселку Новогорный. Вот такая длинная должность у Риттера. И решает он не только проблемы теплоснабжения.

Липовая проблема

Когда мы зашли, он как раз вел по телефону разговор о четырех липах. Деревья старые, высохшие ветки лезут в окна жилых зданий, стволы того и гляди рухнут на прохожих. Но срубить их нельзя: нужна уйма согласований. «Так ты ж начальник, самый главный в поселке, - пристыдили мы Александра Егоровича. - Дай команду, пусть спилят ко всем чертям! Какие тут нужны согласования, раз эти коряги угрожают людям».

- Э, нет, - засмеялся Риттер, - без согласований нельзя. Надо написать главе округа, чтобы тот прислал комиссию. Она должна удостовериться, действительно ли дерево представляет опасность? Путь длинный. Это не дает возможности быстро убрать тот же тополь, если он кому-то загораживает свет в окошке. Кстати, срок службы тополя - 15-18 лет. Далее он превращается в хрупкое дерево и при порыве ветра может упасть. Например, на северо-западе Челябинска при шквальном ветре у 50-летнего тополя обломилась ветка. Ударила молодую женщину на последнем месяце беременности в основание черепа. Месяц она лежала в коме, а потом умерла.

У себя в поселке Александр Егорович не стал дожидаться несчастья. Несколько лет назад волевым решением приказал спилить по улице Октябрьской 20 старых тополей. Но вскоре появился некий любитель природы, и Риттеру пришлось два с половиной года писать ответы и объяснять в прокуратуре, почему он покусился на «зеленого друга».

- С тех пор я стал крайне осторожным, - признается Александр Егорович. - А в том, что сделал, не раскаиваюсь: те тополя были выше пятиэтажного дома. Можно представить, что бы случилось в результате их падения! Да, тополь - самый мощный природный пылеподавитель. Но при ежегодном приросте в два-три метра и горючести пуха он становится просто опасным. И на каких весах тут взвесить пользу и вред?

Полезная тара

У руководителя малого или большого населенного пункта одной проблемы никогда не бывает. Поэтому мы не удивились, кода наш собеседник легко перешел от темы зеленых насаждений к другой, может быть, более злободневной.

- В пору моего детства мы не подозревали о существовании мусора, - говорит Риттер. - Тогда было два вида «отходов» - стеклянная тара и упаковочная бумага. Но бутылки принимали в магазине, а бумагу собирали школьники и сдавали во вторсырье. Сейчас же основу мусора составляет виниловая упаковка. Четыре года назад я попытался организовать сбор пластиковых бутылок. Но 10 копеек за сданную тару никого не заинтересовали.

Примерно с год собирал картон, который принимал кыштымский предприниматель. Но и тот сегодня не заинтересован в этом бизнесе. Зато местный производитель пластиковых труб Фарид Хисамов купил китайскую линию и пробует ее запустить. Если получится, то можно будет вновь принимать ПЭТ-бутылки для производства упаковочной ленты. Пока же пакеты из-под сока, семечек, молока и пластиковые бутылки можно увидеть буквально повсюду - не только в мусорных контейнерах, но и вдоль дорог, в лесах, в местах отдыха. Понятно, что в упаковочную ленты их все не переработать. Поэтому на Западе спохватились: отказываются от полиэтиленовых пакетов в пользу бумажных, переходят от пластика к алюминиевой таре.

Боль главы исполнительной власти в Новогорном понятна. Надо отдать ему должное: Риттер не только фиксирует мусорную безнадегу, но пробует с ней бороться. Порой небезуспешно. Так, весной ему удавалось мобилизовать на уборку поселка 80 человек. Результат - первое место в округе. Но радости от первозданной чистоты хватило ненадолго.

- То ли люди становятся более безнравственными, - рассуждает Риттер, - то ли еще что, но на лужайках в парке, как только трава по осени пожухнет, все следы человеческого присутствия - как на ладони. Но ведь у нас по два раза в день ходит мусоровоз. Разве трудно выйти и выбросить!?

От планов не отказывается

По мнению Александра Егоровича, его работа по обеспечению жизнедеятельности поселка насколько значима, настолько и незаметна. Если ты ежедневно не поддерживаешь в рабочем состоянии изношенные на 85 процентов коммунальные сети, то может случиться авария, как на Саяно-Шушенской ГЭС. Разве что без жутких последствий.

- Точно такая же ситуация сложилась по всей стране, - считает Риттер. - Занимаемся латанием дыр, а при необходимости и наличии средств меняем участки инженерных сетей. В прошлом году уложили пластиковые трубы по улице Октябрьской. Хотели было продолжить работы, да кризис помешал. В том числе не дал осуществить планы по строительству ФОКа с плавательным бассейном, газификации поселка. И, что особенно досадно, возведение индивидуального жилья. Согласитесь, что отдельный дом для семьи это не одно и то же, что современная пятиэтажка.

Однако от планов, касающихся коттеджного строительства, поселковый глава не отказывается: проектируется микрорайон на 250 домов по левую сторону дороги на Бижеляк. Судя по звонкам в администрацию, народ положительно воспринимает новую жилищную перспективу. Причем наибольший интерес проявляют молодые семьи. И это понятно: большую часть стоимости жилья оплачивает государство, область и Озерский городской округ.

Надежда на... золу

А что же сам Новогорный? Располагает ли он ресурсами на собственное развитие или живет за счет дотаций и субвенций? К счастью, поселок - не чета иным, где не то что производств, а порядочного магазина нет. Как раз наоборот. Новогорный имеет статус поселка городского типа, то есть город в миниатюре. Здесь есть градообразующее предприятие - Аргаяшская ТЭЦ и ряд уникальных производств типа фанерной фабрики, заводов пластиковых труб и железобетонных изделий. Но это не все. Есть еще и неразведанные «месторождения».

- У нас около 25 миллионов тонн золоотвалов, - выдает «секретную» информацию Александр Егорович. - Они образовались в результате 55-летней деятельности ТЭЦ. Уже две фирмы обратили внимание на эти залежи. Они намерены поставить цех по переработке золы в тротуарную плитку, диэлектрические тюбинги и клинкер - присадку для производства цемента. Кстати, у этих фирм был выбор - промплощадка в Челябинске или у нас. Выбрали Новогорный. Причина лежит на поверхности: оформление земельного участка в столице Южного Урала занимает гораздо больше времени, чем здесь. А для нас главное - занятость населения. Пришедший на отвалы «Техномет» обещал создать 130 рабочих мест. Если бы не кризис, мы открыли бы еще одно производство. В окрестностях поселка есть так называемое Огалевское болото. Там разведано 110 миллионов тонн инертного нерудного материала - щебня. Но, как я уже сказал, кризис ударил в первую очередь по строительной индустрии: спрос на камень упал. А там планировалось создать около 200 рабочих мест. Смогли бы компенсировать потерю сотни мест в связи с закрытием участка механизированных работ озерского ЮУС. Снизилась численность персонала и на Аргаяшской ТЭЦ - с 800 до 350 человек. Многие из высвобожденных трудятся вахтовым методом в других городах. Но все равно безработных для небольшого поселка достаточно - порядка 240-260 человек.

Точную цифру глава назвать не может. И это понятно: она меняется каждый день то в большую, то в меньшую сторону. Однако около 80 человек стали уже профессиональными безработными. Риттер говорит о них с горечью: «Эти люди потеряли трудовые или организационные навыки».

Но остались и высококвалифицированные рабочие. Когда в Челябинске сдавался новый ледовый дворец «Трактор», на его пуске были задействованы сварщики и монтажники из Новогорного.

На многие проблемы у Риттера свой взгляд. Те же муниципальные конкурсы, проводимые согласно закону о местном самоуправлении, вроде бы благо. На самом же деле их может выиграть не профессиональная организация, а любой хитрец, занизивший цену лота. Видимо, есть смысл внести в закон корректировки.

Еще одна важная проблема - содержание инфраструктуры поселка. Раньше забота о ней лежала на двух крупных предприятиях - ТЭЦ и ЮУС. Теперь - муниципалитет и собственники жилья. А это подразумевает, с одной стороны, финансовое обеспечение, с другой - инициативу самих жителей. Зачастую не хватает ни того, ни другого. И тут уже никаким законом не поможешь.

Виктор РИСКИН,

Геннадий ЯРЦЕВ

Lubercymebel.ru шкафы-купе в Люберцах

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

ювелирная гравировка в Екатеринбурге
VK31226318