Автозавод в режиме перезагрузки
Гендиректор завода «Урал» Виктор Корман убежден, что кризис дал толчок для расширения экспорта автомобилей.
В июле 2009 года исполнилось 65 лет со дня выпуска первого уральского грузовика. В октябре автозавод «Урал» заставил сильно поволноваться и городские, и областные власти, и руководство УрФО: ссылаясь на дефицит средств, Минобороны хотело отказаться от закупки миасских машин в 2010 году. В кризис утрата гособоронзаказа - удар под дых и для завода, и для всего Миасса, в котором ряд предприятий специализируется на поставке автомобилестроителям комплектующих, запчастей и выпуске спецтехники.
Пока судьба гособоронзаказа решалась в Москве, гендиректор АЗ «Урал», директор дивизиона «Грузовые автомобили - Группа ГАЗ» Виктор Корман отказывался от комментариев. Мол, пока военные не подтвердят намерение закупать у нас автомобили в 2010 году, говорить не о чем. В начале ноября министр обороны подписал решение о сохранении гособоронзаказа в объеме, предусмотренном контрактом на 2008-2010 годы. Отпускать грузовики АЗ «Урал» будет по ценам 2009 года. Дополнительно получен гособоронзаказ на организацию технического надзора через дилерскую сеть автозавода. Виктор Корман дал интервью сайту MediaZavod.ru.
- Виктор Христофорович, как отразился кризис на автозаводе «Урал»?
- Когда в октябре 2008 года наступил промышленный обвал, стало понятно, что мировой финансовый кризис не обойдет стороной и нас. Падение производства в отечественном автопроме было просто катастрофическим - как в бездонную пропасть. Выпуск грузовых автомобилей сократился на 75 процентов, производство дорожных грузовиков грузоподъемностью свыше 10 тонн уменьшилось по некоторым сегментам в 7-10 раз.
- Машины не покупали?
- Да, финансовый кризис породил кризис ликвидности. У наших потенциальных покупателей не стало денег. Даже у корпоративных клиентов - Газпрома, «Лукойла», «Алросы», «Транснефти». Были полностью разрушены клиентская и лизинговая системы. Продажи встали.
Прогноз аналитиков «Группы ГАЗ» и ее учредителя - «Базового элемента» - был достаточно пессимистичным. Мы очень быстро сообразили: необходимы экстренные меры для того, чтобы адаптировать бизнес к новым экономическим условиям. Уже в ноябре 2008 года был разработан антикризисный план. Он предусматривал резкое сокращение затрат. Мы попытались привести их в соответствие с уровнем рыночных продаж наших автомобилей.
Начиная с ноября, на 50 процентов уменьшили управленческие затраты и на столько же - оборотный капитал (складские запасы, незавершенное производство, готовая продукция), на 30 процентов - коммерческие расходы и общепроизводственные расходы. Это позволило нам снизить себестоимость продукции и к маю 2009 года достичь безубыточности.
- То есть кризис вы использовали как повод для оптимизации затрат?
- Мы оптимизацией всегда занимались. Это наш приоритет. Но кризис дал серьезный толчок. Если мы раньше управленческие расходы (в основном это зарплата руководителей, ИТР, служащих) снижали на 5-7 процентов в год, то антикризисный план заставил снизить их наполовину.
Общепроизводственные расходы, которые нам предстояло сократить на 30 процентов, включают в себя и зарплату рабочих. Надо было оптимизировать их численность. Мы полностью закрыли прием на завод, освободились от нарушителей трудового распорядка и расхитителей. К сожалению, пришлось расстаться и с частью достойных работников. Их увольняли по соглашению сторон, выплатив серьезнейшие компенсации в размере 4-5-месячного выходного пособия. Поэтому у людей, которые ушли с завода, не должно быть обиды на предприятие.
- Ситуацию с продажами как выправляли?
- Мы стали очень серьезно заниматься рынком. Пришлось перестроить всю технологию продаж. Чего греха таить, в период эйфории, когда спрос опережал предложение, мы просто распределяли автомобили - покупатели стояли в очередь. Кризис заставил перейти на индивидуальную работу с потребителями, поштучную продажу.
Обратили внимание на зарубежные рынки, серьезно расширили географию экспорта наших автомобилей. Продаем их в страны Латинской Америки, Азии, и особенно хорошо развивается рынок Африки. Сегодня у нас есть три проекта, по которым мы поставляем не просто автомобили, а машинокомплекты для организации их сборки в зарубежных странах. Все эти контракты носят закрытый характер, поставки осуществляются через Рособоронэкспорт, поэтому не могу назвать конкретные страны. В «Группе ГАЗ» наша внешнеэкономическая деятельность признана наиболее эффективной.
В целом нам удалось стабилизировать ситуацию. По отношению к 2008 году выручка упала на 40 процентов. Но адекватно снизились и наши затраты, себестоимость машин. Мы научились работать в изменившейся экономической ситуации и выходим по году с положительным финансовым результатом. Выплата зарплаты ни разу не задерживалась. Налоговые платежи во все бюджеты вносим полностью и в срок. Закупки комплектующих финансируются вовремя. Энергетика оплачивается. Город стабильно обеспечивается теплом.
Нам удалось сохранить практически все социальные программы - по поддержанию Дворца культуры, ФОКа, комбината питания, загородного оздоровительного лагеря, профилактория и так далее. Мы лишь незначительно уменьшили социальный заказ, сохранив основные направления, в том числе и стипендии генерального директора лучшим студентам.
Коллективный договор у нас остался в первозданном виде, только несколько неприоритетных программ оптимизировали.
Одна из наших социальных программ - содержание футбольной команды «Торпедо». Она выступает в третьей лиге. Нынче стала лучшей в своем дивизионе, завоевав суперкубок Урала и Сибири. А потом еще и одержала победу на первенстве России среди любительских команд третьей лиги, выиграв в финале у московского «Торпедо» (команда нашего папы-ЗИЛа). Теперь все, кто провел более 50 игр в этом первенстве, получат звание мастера спорта. В кризис, я считаю, они достигли большого успеха. И, безусловно, способствовали поднятию корпоративного духа. Народ болеет за свою команду, энергично ее поддерживает.
- Чувствуете ли вы сейчас по уровню продаж, что рынок пришел в движение?
- Пока нет. Аналитики считают, что 2009 год - это дно кризиса. В 2010-м, по прогнозам, рынок вырастет процентов на 10 в грузовом сегменте. В этом случае мы сможем продать около 8000 автомобилей. А пессимистический прогноз - 7000.
Конечно, в этих экономических условиях гособоронзаказ для нас - серьезное подспорье. Его удалось сохранить благодаря настойчивости менеджмента завода, дивизиона, московского представительства дирекции. Огромное спасибо за помощь в отстаивании наших интересов губернатору области Петру Сумину, полпреду президента в УрФО Николаю Винниченко, депутату Госдумы РФ Валерию Панову.
- Удастся ли получить гособоронзаказ на 2011 год?
- Сейчас на АЗ «Урал» и на КамАЗе сформированы рабочие группы, которым предстоит создать новый армейский грузовик по тактико-техническим условиям, выданным Минобороны. Будет тендер, и на конкурсной основе выберут лучший вариант. Кто выиграет, тот и получит заказ на производство этого автомобиля.
- Когда в июле вы закладывали капсулу времени в постамент памятника первому уральскому грузовику, что-нибудь загадали?
- Я стоял и думал, что будет с нами через пять лет, когда состоится церемония изъятия этой капсулы. Хотелось бы сохранить предприятие и главное - работающих на нем людей.