Игры в туризм

Игры в туризм

Если сегодня не поддержать туристическую индустрию, завтра большинство из нас сможет выехать только на дачу.

Сегодня, в годовщину мирового финансового спада, так сильно задевшего Россию, наступил второй передел сфер влияния в туристической отрасли. Вроде бы идет обычная конкурентная борьба. Но идет она не только и не столько на уровне операторского продукта и технологий, сколько на уровне финансов. Сначала крупные туроператоры лоббируют в Думе принятие закона о финансовых гарантиях до 10 млн. рублей и этим расчищают себе маркетинговое поле, убивая малые и средние турфирмы, подчиняя их себе. Таким образом, после первого передела остались на поле самые крупные и сильные игроки, которые имеют отели, самолеты, кредитные линии в банках, поддержку государства. К ним, прежде всего, нужно отнести «Тез-Тур», «Натали Турс», «Капитал-Тур», «Ланта-Тур», «Пегас-туристик» и некоторые другие.

Сегодня им уже не хватает своих капиталов, и они привлекают иностранцев. Крупнейший туристический концерн Европы TUIAG (Германия) начал новый этап продвижения на российский рынок вместе с инвестиционной компанией S-Group Capital, подконтрольной группе «Северсталь» Алексея Мордашова, который «внезапно» купил 15 процентов акций TUI, а его партнер Владимир Якушев стал членом наблюдательного совета немецкого концерна.

15 апреля 2009 года VKO Group, один из крупных российских холдингов, заключил стратегическое партнерство с совместным предприятием TUI Travel, туристической компанией № 1 в Европе и инвесторами S-Group Capital Management. Данное соглашение позволит VKO Group укрепить лидерские позиции и диктовать свои условия туристическим компаниям в России. Это значит, что российский туризм уже вошел в период окончания структурирования туроператорского бизнеса и формирования агентского рынка. В течение ближайших трех лет количество независимых турагенств резко сократится, в отрасли пройдут банкротства, туристы испугаются и либо вообще никуда не полетят - не на что будет, или поедут в Новый год на дачу и там поставят елочку.

У нас уже сейчас образовались два холдинга, готовых инвестировать в скупку активов. Это ВАО «Интурист» и альянс TUT-VKO Мостравел.

Печальная участь фирмы «Детур», которой при банкротстве не хватило 20 млн. рублей, чтобы покрыть убытки, подтолкнула президента компании «Натали Турс» Владимира Воробьева внести в Государственную Думу предложение: увеличить размер финансовых гарантий до 50 млн. рублей, но этим предложением он не столько заботится о банкротах, сколько расчищает себе дорогу к монополии рынка. В нашем регионе также идет борьба за турагентства, имеющие многопрофильный характер и хорошую клиентскую базу прямых продаж и субагентскую сеть. Многие агентства уже работают по франчайзингу или являются уполномоченными офисами федеральных туроператоров.

Каково же место российского туриста на мировом туристическом рынке? После открытия «железного занавеса» русские кинулись в мир, как голодные к шведскому столу. Из общего потока туристов в Турции более 50 процентов - русские, остальные - объединенные нации Европы и Азии. Осман Айик, член совета директоров федерации отельеров Турции, недавно заявил: «Мы согласны работать в кредит, взять финансовый удар на себя, это риск, но лишиться российского рынка еще страшнее».

Примерно такая же картина в Египте. Мы заполнили всю Европу. На праздники покупаем Куршевель, Вену и Швейцарию. По численности туристов «выдавили всех» и вышли на первое место. Пять лет назад эту позицию занимали японцы. Сегодня страны наперебой гостеприимно открывают перед нами двери и делают безвизовый въезд. Русских уважают и боятся. Уважают за широкую душу, щедрость (никто больше нас не оставляет в барах валюты), силу. Боятся за необузданность натуры: кабы чего не вышло, мы для них непредсказуемы… Сегодня никто не знает, сколько миллионов долларов ежегодно вывозится из России.

Если бы половина этих денег вливалась в туриндустрию нашей страны, она уже завтра была бы привлекательна для иностранцев. Почему иностранные инвесторы к нам не спешат? Ответ прост: им никто не дает никаких гарантий по защите бизнеса. Они обычно задают один вопрос, на который у нас никто не знает ответа: если у вас такой благоприятный инвестиционный климат, то почему ваши олигархи увозят свои капиталы из России?

Кризис уже почистил ряды агентств в Челябинской области. Если на 1 января 2009 года их у нас насчитывалось 357 вместе с операторами, то на сегодня, по мнению ведущих специалистов, осталось менее 50 процентов. Кто обанкротился, кто просто ушел из бизнеса, часть затаилась, ждет весны и всплеска активности народных масс. По оценкам Ростуризма, к концу года федеральный реестр туроператоров недосчитается порядка 35-40 процентов компаний.

Все эти негативные явления нельзя списывать только на кризис. Многое зависит от того, как власть относится к турбизнесу. Позволим себе некоторый исторический экскурс.

В апреле 2000 года, почти 10 лет назад, областное Законодательное Собрание приняло закон «О туризме» и утвердило целевую комплексную программу «Развитие туризма в Челябинской области на период с 2000-2005 г.». Программа прекратила свое бесславное сосуществование как мертворожденное дитя. Из 20 млн. рублей, которые должны были быть в нее вложены из бюджета, не поступило ни рубля.

Нашу область трудно сравнивать с Тверской, как говорится, не тот вес. Однако область, выступающая в «легком весе», опередила «тяжей» и за последние три года освоила из бюджета 25 млн. рублей, которые были потрачены на реконструкцию гостиниц, реставрацию экскурсионных объектов, разработку новых маршрутов, на создание имиджа региона, благоприятного для отдыха и туризма.

Челябинская область обладает колоссальными туристско-рекреационными ресурсами, популярными не только у жителей области. Это музей–заповедник «Аркаим», Ильменский заповедник, национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль», туристические центры, расположенные на озере Тургояк, 20 горнолыжных центров, прекрасные леса и озера. Создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на сегодняшний момент особенно актуально, это позволит изменить сугубо промышленный и экологически неблагоприятный имидж области на позитивный образ региона, сохраняющего природные богатства и привлекательность для туризма.

Развитие индустрии туризма включено в стратегию социально-экономического развития области до 2020 года как приоритетное направление деятельности государственной власти. Однако есть опасение, что этот порыв опять останется только декларацией. В 2008 году принят закон «О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области», который был апробирован ассоциацией туристических организаций. Мы даже разработали перечень мероприятий по реализации этого закона, внесли в правительство (вручили вице-губернатору Роману Панову), но наши труды утонули в чиновничьих кулуарах. Мы, как говорится, не получили ни ответа, ни привета.

В этих мероприятиях предусматривалось создание совета при губернаторе, в который вошли бы ведущие специалисты отрасли, как это делается в Краснодарском и Алтайском краях, Ленинградской, Свердловской, Московской и Ярославской областях. Предусматривались такие формы государственной поддержки, как разработка областных целевых программ по развитию туристской индустрии, аккредитация турфирм и объектов туристско-рекреационной деятельности, предоставление им налоговых льгот, субсидий, оказание помощи в развитии инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Конечно, это потребует немалых средств, но мы должны их найти, чтобы последующим поколениям был обеспечен здоровый образ жизни, сохранена уникальная уральская природа.

Кто сегодня нуждается в поддержке государства? Малый бизнес и яркие его представители - турфирмы, в каждой из которых работают 4-5 человек, в основном женщины. Если сегодня, в трудное время, им не помочь, они еще долго будут искать место под солнцем.

Вроде у нас сейчас появился банковский рычаг помощи малому бизнесу: можно взять ссуду (если удастся) и раскрутиться. Но это только на первый взгляд, для тех, кто в школе плохо учился: на самом деле если возьмешь, потом оставят тебя без штанов и вида на жительство.

Мы убеждены, что вся социальная сфера - здравоохранение, образование, спорт, туризм - подлежат обязательному государственному регулированию. По крайней мере, они не должны оставаться без государственной заботы. Если эти меры не принять сегодня, то завтра, по Чаадаеву, будем преподносить урок всему миру, как нельзя жить.

Л. МОСИНА, президент Челябинской ассоциации туристических организаций. А. МЕШИН, генеральный директор ЗАО «Тургид»

Mebel-kotelniki.ru кухни дешевые Котельники

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318