Сжали зубы - и работать!
Обанкротившийся государственный ветсанутильзавод возродил и развивает частный бизнес.
Подозрительное производство
Не много в Южноуральском регионе предприятий, которые бы привлекали такое пристальное внимание местного населения, властей и контролирующих организаций, как Увельский ветсанутильзавод. Когда он исправно работал, владельцы расположенных неподалеку садовых участков и горожане ворчали, жаловались по поводу неприятных запахов, исходящих от дымящего соседа, и возможного загрязнения окружающей природы. Когда предприятие обанкротилось и перестало работать, забили тревогу экологи и областные органы власти. Потому что завод мясокостной муки, как его называли в обиходе, перерабатывал отходы боен, колбасных цехов, а также трупы животных с ферм и личных подворий. Остановка и утрата этого производства грозила региону настоящей экологической и эпидемиологической катастрофой.
К счастью, ничего подобного не случилось. В конце прошлого года завод перешел в частные руки, и весь нынешний год исправно работает. Но, как и прежде, в инстанции, в том числе в наш корпункт, пошли жалобы от населения - все по тем же причинам. Несколько дней назад работе завода посвятили свое заседание депутаты Южноуральского городского Собрания - слушали директора, интересовались технологией, производством.
Сибирская язва - не миф
У меня на столе любопытный документ, подписанный министром сельского хозяйства области в июне 2007 года. Начинается он с констатации тревожного факта: с 1929 года на территории Южного Урала находятся 275 захоронений останков животных, павших от сибирской язвы. В документе говорится, что в Российской Федерации случаи заболеваний сибирской язвой регистрировались с 1996 по 2006 год, в том числе в Челябинской области. Причиной заболеваний животных могло служить скармливание кормов, собранных на инфицированных участках земли, а также на неизвестных скотомогильниках.
Министр издал свое постановление «О неотложных мерах по утилизации биоотходов на территории Челябинской области» в то время, когда Увельский ветсанутильзавод фактически прекратил работу и его дальнейшая судьба была неясна. Местным органам власти было рекомендовано искать средства на проектирование и строительство «объектов биологической утилизации». Другими словами, в муниципальных образованиях рекомендовалось строить собственные скотомогильники. Естественно, не простые ямы с кострами, а оснащенные соответствующим оборудованием и средствами. Каждый такой скотомогильник обошелся бы району в шесть-семь миллионов рублей.
В Увельском районе министерское постановление выполнять не стали, а к концу прошлого года определилась судьба ветутильзавода. В декабре это планово-убыточное предприятие, фактически брошенное государством на выживание, было выкуплено частной фирмой и стало именоваться ООО «Экологические корма и добавки». А с января нынешнего года вчерашний завод-банкрот приступил к производству продукции.
По китайской системе
В представлении многих жителей завод мясокостной муки перерабатывает исключительно трупы животных. Отсюда и подозрительность, опасения.
- Это не соответствует истине, - говорит генеральный директор Виктор Тихонов. - Сырьем для нашего производства служат отходы боен, мясоперерабатывающих предприятий. То есть кости, шкуры, внутренности и так далее. Берем и трупы животных, если у кого-то возникает потребность обратиться к нашим услугам. Из такого сырья мы производим мясокостную муку. Это незаменимые по минералам, протеину добавки в различные корма для животных и птицы. Нашими потребителями стали Челябинская птицефабрика, КХП Григоровича, комбикормовые заводы и птицефабрики Пермского края, Екатеринбурга, Башкирии.
- В советские годы завод строился и работал как планово-убыточный. За счет чего решили сделать его прибыльным, не на государственные же дотации надеялись? - спрашиваю коммерческого директора Дамира Галиулина.
- Какие дотации! Нам даже отказали в кредите на восстановление завода, - говорит он. - Поэтому мы сжали зубы и стали работать, а что зарабатывали - вкладывали в развитие производства. Потребуется три-пять лет, пока полностью восстановимся. Придерживаемся китайской системы - не торопиться, но идти к цели. Ездили в Самару, Омск, изучали опыт. Там подобные заводы теперь тоже частные. Мы провели модернизацию оборудования, увеличили мощности переработки до 500 тонн сырья в месяц, что позволило выпускать до 270 и более тонн готовой продукции. Кстати, в советское время завод вырабатывал готовой продукции за месяц не более 50 тонн. В наших планах предусмотрено дальнейшее развитие производства, так как рынок не заполнен и наполовину. Но и на этом не останавливаемся. Уже с нового года начнем развивать новый участок и создавать попутное производство, будем выпускать хозяйственное мыло. Расчеты показывают, что к концу будущего года завод экономически будет прочно стоять на ногах.
Частному бизнесу потребовался неполный год, чтобы восстановить и модернизировать производство, создать техническую службу, пустить новую котельную, рассчитаться со старыми долгами по заработной плате. Экономические показатели позволили заниматься социальными вопросами. Предприятие заключило договоры на оказание шефской финансовой помощи с увельской школой, такое же соглашение готовят с ДЮСШ Южноуральска - будут помогать финансами развитию бокса и кикбоксинга.