Челябинские тракторы осушат белорусские болота
На ЧТЗ планируется организовать сборку БелАЗов, а в братской республике - наших бульдозеров.
Как мы уже сообщали, во время недавнего визита в Минск делегации Южного Урала был подписан протокол мероприятий на ближайшие два года по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между правительством Челябинской области и Республикой Беларусь. Важные договоренности достигнуты в машиностроительной отрасли. Прорывными можно считать соглашения челябинских тракторостроителей с руководством соседней республики и представителями деловых кругов.
- Во время знакомства с нашей делегацией, когда меня представляли президенту Александру Лукашенко, он неожиданно вспомнил свое первое посещение Челябинского тракторного завода, - поделился подробностями участвовавший в переговорах гендиректор предприятия Валерий Платонов. - Это было еще в советские годы. Будущий руководитель соседнего государства приехал к нам тогда по линии оборонного ведомства.
Я заметил в ответ, что буду рад вновь пригласить Александра Григорьевича к нам, хотя танки уже не выпускаем, делаем для них двигатели, но очень серьезно работаем с Беларусью в области мелиорации. Соответствующая техника традиционно изготавливалась на базе наших гусеничных тракторов. В былые времена половина машин, предварительно оснащенная соответствующим навесным оборудованием, отправлялась на подготовку земель для сельского хозяйства.
Этот разговор, было заметно, очень заинтересовал Лукашенко, который отметил, что в Беларуси разработана масштабная программа мелиорации. Пригодных для сельского хозяйства земель становится все меньше, и эта проблема будет усугубляться не только в республике, но и в Украине, России, везде. Производство продовольствия станет золотым дном, значение которого для экономики нельзя недооценивать. Поэтому, сказал президент, он нацеливает своих специалистов на срочные меры, создание машин, способных вводить в сельскохозяйственный оборот новые площади.
Это его высказывание и послужило сигналом для меня. «Зачем, Александр Григорьевич, изобретать велосипед? - спросил я его. - Мы ведь не собираемся дублировать минский колесный трактор у себя на Урале. Напротив, хотим на базе вашей машины делать экскаватор, продавать его, а это уже совместная работа. Кроме того, речь может идти о выпуске моделей наших тракторов на одном из белорусских заводов».
Лукашенко тут же, уточнив детали, распорядился строить дальнейшую работу с учетом этих планов. Так была достигнута наша принципиальная договоренность на перспективу.
Тема эта нашла развитие в беседе с председателем правительства Сергеем Сидорским. Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Семен Шапиро подтвердил: из-за недостатка финансовых средств белорусам в нынешнем году не удалось купить 150 наших машин, но программа переносится на 2010 год. Когда стали уточнять, где и какими силами хотим собирать наши самые ходовые трактора Б-10М у соседей, Сидорский поручил первому заместителю министра промышленности Ивану Демидовичу без проволочек найти нам партнеров, открыть зеленую улицу этому проекту.
Во время встречи наметился еще один любопытный поворот. По словам Демидовича, в нашей области ныне эксплуатируется 840 карьерных самосвалов Белорусского автомобильного завода - БелАЗов, многие из которых уже нуждаются в ремонте, замене запчастей. Замминистра предложил рассмотреть вопрос о сборке этих машин на ЧТЗ. Идею я поддержал. Более того, сообщил собеседнику, что такая возможность уже обсуждалась с заместителем гендиректора БелАЗа по коммерческим вопросам Олегом Мазуро.
В прошлом году он побывал на Челябинском тракторном. Нашел, что технология производства и квалификация наших специалистов соответствуют требованиям, которые предъявляются к сборке карьерной техники.
Решено было не откладывая в долгий ящик подготовить предложения для начала и этой работы. Кстати, наши намерения нашли отражение в итоговом протоколе, подписанном губернатором и председателем правительства Беларуси.
Сейчас задача состоит в том, чтобы быстро перевести политические договоренности в практическую плоскость. Вероятнее всего, нами будет создано совместное предприятие с белорусскими партнерами для сборки на ЧТЗ самых востребованных в регионе 45- и 60-тонных самосвалов БелАЗ.
Если учесть их количество в регионе, емкость рынка может колебаться в пределах 80 машин, которые можно ежегодно реализовывать для работы в карьерах «Уфалейникеля», «Магнезита», Магнитки. Месяц назад мы разговаривали об этом и с руководителем «Южуралзолота» Константином Струковым. Он выразил готовность приобрести несколько машин. Впрочем, ареал применения карьерных самосвалов шире. Это и Кузбасс, и Свердловская область, другие регионы.
Вначале белорусская техника, как мы намечаем, будет собираться на ЧТЗ из привозных узлов и деталей. В последующем собираемся локализовать производство. Другими словами, делать некоторые комплектующие у себя, особенно если речь идет о металлоемких изделиях, кузове, например. По такой же схеме собираемся наладить выпуск в Беларуси бульдозеров. По прогнозам, можно будет продавать не менее ста Б-10М ежегодно.
В январе я собираюсь в Минск, чтобы окончательно расставить все точки.