Как не попасть в уездный город
Одним, пусть даже очень качественным металлом, противостоять кризисам невозможно. Так считает известный предприниматель, председатель регионального отделения Ассоциации юристов России Дмитрий Еремин.
В интервью нашему сайту он поделился своими мыслями о направлениях развития региона.
Мы можем создать свой Копенгаген
- Дмитрий Владимирович, спад в металлургии серьезно ударил по бюджету области. Проекты модернизации, которые сейчас реализуют промышленные гиганты, в будущем нас уберегут от экономических встрясок?
- Изначально не следует рассчитывать только на металлургию. На мой взгляд, в дальнейшем проблемы отрасли не исчезнут. Это связано с тем, что Китай усиленно занимается строительством металлургических комбинатов. Естественно, тот металл, который они покупали у нас, теперь произведут сами. И магнитогорский стан «5000» свою актуальность будет терять. На мировом рынке через пять-десять лет Китай догонит нас и по качеству, и по ассортименту металла, при этом цена на его продукцию будет ниже за счет дешевой рабочей силы. Челябинская область вновь окажется в очень серьезной ситуации, потому что зависит от металлургии. Смотрите: даже коллапс строительной отрасли нас меньше затронул. На стройках работали в основном приезжие. Металлургия - совсем иное дело. Очень много южноуральцев связаны или работают непосредственно на таких предприятиях. Кроме того, из-за падения отрасли могут возникнуть проблемы с наполнением бюджета, как следствие – удар по выплате зарплат бюджетников, учителей, врачей, а это очень серьезно. Кстати, наполняемость областного бюджета уже упала на 45 процентов.
- Можно подумать, металлурги зря обновляют свои мощности.
- Думаю, модернизацией производства, в том числе металлургического, заниматься необходимо. И в первую очередь, чтобы продукция была конкурентоспособной, надо уменьшать ее себестоимость. Дешевой электроэнергии (одного из главных ресурсов) у нас тоже нет. Киловатт/час, произведенный нашими ТЭЦ, стоит очень дорого. При растущем рынке, естественно, внимания на это не обращали. И без малоприятных, очень затратных, с точки зрения акционеров, вещей - обновления оборудования и технологий - можно было обойтись. Помогала девальвация рубля. Металлургам выгодно, когда доллар и евро дорожают: металл производится на рубли, а продается за валюту. Но так бывает не всегда, тем более что население и государство девальвацию воспринимают болезненно. Для акционеров компаний единственная перспектива - вкладывать средства в обновление и в воплощение экологических программ. Продолжительность жизни у нас одна из самых низких. В погоне за длинным рублем многие не беспокоятся по поводу выбросов. Государство в данном случае должно не имитировать наказание, а именно наказывать. Кроме того, необходимо ориентироваться и на внутренний рынок. Для освоения огромных российских территорий металл необходим.
- Обновленная металлургия останется основой нашей экономики. То есть от зависимости не уйдем?
- Надо думать и об альтернативных источниках доходов, чтобы область (губерния) не превратилась в уезд. Необходимо разрабатывать транспортные артерии, уделить внимание тому, чтобы в полную силу заработал наш аэропорт. А это может произойти только за счет более активной позиции руководителей всех сфер и уровней. В регионе должно проходить больше конференций, семинаров, фестивалей. Нам важно найти свою нишу. К примеру, есть город Мюнхен. Мюнхенский пивной фестиваль знаменит на весь мир. Казалось бы, с чего вдруг: просто люди издавна варили пиво. Так вот на этот фестиваль (который длится две недели) приезжает от 15 до 20 миллионов туристов. А это значит, в полную силу работают гостиницы, рестораны и множество других предприятий. В нашей области могут проходить разные фестивали. Например, праздник каслинского литья. Мы можем показать умение работать с камнем, деревом. Уместен и формат научного форума. Возьмем, опять же, экологию. Челябинск - уникальная экспериментальная площадка, жители которой на себе испытали все «прелести» индустриализации. Это вполне реально использовать себе во благо.
- В Муслюмово экскурсантов возить?
- Почему нет? Собрать, например, специалистов со всего мира. Согласитесь, прочитать про аварию в газетах и посмотреть на месте, как решалась проблема Теченского каскада, _ два разных впечатления. Это тема научных конференций, которые можно проводить с пользой для области. Важно показать на своем опыте, что может ждать мир в целом. Прошел же недавно в Копенгагене форум по глобальному потеплению. Конечно, он ничего не решил. Но мы увидели, что мировая общественность встревожена. Главы всех влиятельных государств там были. Не говорю, что мы сразу способны организовать конференцию такого уровня. Но работать в этом направлении необходимо.
Есть еще индустрия спорта. Здорово, что чемпионат Европы по дзюдо 2012 года пройдет в Челябинске. Но этого мало. Таких мероприятий должно быть как можно больше, проходить они должны круглый год. Больше людей - больше денег в бюджете, больше рабочих мест для жителей области. При этом должна эффективно работать административная машина рекламы. Не под чьи-то выборы, как сейчас, а на общую идею. Не время от времени, а постоянно.
Ледниковый период
- Пока же в Челябинске доминируют одни и те же люди, лица, фирмы. Практически ничего не происходит. Ледниковый период и застой. Новости включишь - везде одно и то же. Казалось бы: город-миллионник. Но, глядя в телевизор, кажется: живешь в уездном городе, где почти ничто не меняется. Над этим нужно работать. И здесь необходим ресурс губернатора, чтобы задать определенную планку.
Возьмем тот же туризм. Вроде бы им занялись, но число гостей, приезжающих в регион, еще очень незначительное. У нас слабо развита индустрия путешествий внутри страны. Начали развивать тему Аркаима - замечательно! Но помимо Аркаима есть еще много интересного. Туризм - серьезная альтернатива металлургии. Подчеркну: важны собственные ниши в культуре, искусстве, кулинарии… Можно разработать специальную доктрину. Сделать это пытались, но эффект очень слабый.
- Почему?
- Потому что одно и то же действие можно совершить на качественно разном уровне. Все хотят вложить чуть-чуть, а эффект получить сразу и максимальный. А нужен план и ежедневные шаги по его выполнению. К примеру, в туриндустрии наша беда - неимоверно высокие цены и низкое качество услуг. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в сервис, бизнес надеется: все равно кто-нибудь да приедет.
Стратегия должна выстраиваться под эгидой руководства области. Неплохо, что у нас кардиологический центр открывается. В этом видна четкая грамотная работа губернатора. Хорошо, что построили арену «Трактор». Но таких центров должно быть больше. Без четкой стратегии развития инфраструктуры области создать что-то на отдельном клочке земли невозможно.
Не надо гнаться за лидером
- Как объединить наши разрозненные достижения в единое целое? Соседний Екатеринбург в этом более последователен, успехи его выглядят ярче. Так сложилось исторически или мы наблюдаем результат аккумуляции усилий свердловчан в последние двадцать лет?
- Исходные исторические данные у наших областных центров одинаковы. Екатеринбург всего на 13 лет старше Челябинска и формировался примерно так же.
- Но Екатеринбург изначально позиционировался как уральская столица.
- Но все позиционируют люди. Например, Борис Ельцин в Свердловске возглавлял обком и стал первым президентом России. Везде значим человеческий фактор. Возможно, в Екатеринбурге руководители были просто сильнее. Или Свердловской области больше везло.
- А что означает «везло»? Более тщательный отбор кадров в верхах?
- Просто везение. Бывает, что нужный человек оказывается в нужном месте и в нужное время. В Советском Союзе Свердловск тоже отличался от Челябинска, но разница не была такой, как сейчас. В последние годы Екатеринбург все интенсивнее уходит вперед. Это результат организации усилий. Руководители каждый на своем уровне что-то делают. Не скажу, что у них идеальная стратегия. Но, согласен, исторически заняв нишу столицы Урала, город с каждым годом в ней все больше укрепляется. Не предлагаю повторять путь Екатеринбурга. По человеческому потенциалу Челябинск не уступает. Нужно лишь заставить себя работать чуточку быстрее и эффективнее.
- Есть препятствия?
- В Челябинске мало кто заинтересован в переменах. Политическую и экономическую элиту все устраивает. Вперед никто не смотрит. Но многие стараются уехать отсюда, поскольку не видят, каким образом реализовать себя здесь. Это на самом деле сложно. Не исключено, что Челябинск со временем перестанет быть миллионным городом. Потенциал области под большим вопросом. Люди могут отдать предпочтение Екатеринбургу, потому что там больше возможностей найти работу и приличный доход.
М. Юревич - преемник В. Тарасова?
- У вас есть рецепт формирования стратегии?
- Нужно выявить сильные стороны, проанализировать собственные ресурсы. Пригласить специалистов европейского уровня, взять позитивный опыт таких же городов-миллионников. Учесть особенности климата, географического положения. Надо думать, как возродить торговые пути через Челябинск. Мы на границе с Казахстаном _ это наше преимущество. Не надо конкурировать с Екатеринбургом, особенно там, где он изначально сильнее. Привлечь интерес к нашему городу может совершенно новый продукт. В мире примеры такого развития есть. Возьмем города Турин и Милан. Расстояние между ними такое же, как от Челябинска до Екатеринбурга. Турин себя нашел как производитель «Фиатов», а Милан стал столицей моды. Города друг с другом не соревнуются, каждый идет своим путем.
- Стратегия - долгосрочный проект, который требует преемственности правящих элит. Однако, на мой взгляд, сложно Михаила Юревича назвать продолжателем дел Вячеслава Тарасова.
- Тем не менее общее есть. Первое: и Тарасов, и Юревич _ челябинцы. Оба любят Челябинск. Второе: именно Тарасов создал базу для того, чтобы Юревич эффектно построил дороги. Не умаляю достижений Михаила Валериевича, но именно при Вячеславе Тарасове создана «Челябинская стройиндустрия» Юрия Карликанова, которая сейчас выполняет основной объем ремонта и строительства дорог. Под гарантии еще той городской администрации банки давали кредиты на первую технику. База была заложена Тарасовым, а Юревич грамотно и четко реализовал ее возможности. Юревич выбрал грамотную стратегию вложений в дороги, инфраструктуру. И многие челябинцы оценили, что наши дороги стали лучше. Но, подчеркну, если бы не было заложено такого мощного предприятия, как «ЧелСИ», ничего бы не было. Кроме того, строительный бизнес тоже зародился при Тарасове. При Юревиче новых фирм не появилось.
- Однако скандал с театром «Манекен» при бывшем градоначальнике даже вообразить сложно.
- Все-таки это частность. Можно привести противоположный пример: Кировка сохранилась. Глава города продолжает за ней следить, на ее содержание выделяются деньги. Важный показатель преемственности - люди. Администрация практически не поменялась. Сменили заместителей мэра и то не всех. Рабочий аппарат ключевых ведомств остался прежним. Не нужно бояться, что придет кто-то новый и все испортит. При условии, что вектор развития задает губернатор, а мэры к нему прислушиваются. Конфликт, как в Екатеринбурге между Росселем и Чернецким, не приемлем.
- Может, хорошо, что они конфликтовали: была политическая конкуренция. Разве это не помогло развитию?
- Если бы люди тратили силы не на нейтрализацию друг друга, а исключительно на дело, прогресс был бы еще значимее. Это не та конкуренция, когда два пекаря соревнуются, кто качественнее и быстрее испечет хлеб. Конфликтующие руководители, как правило, от булки пытаются урвать.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве