Виктор Корман: «Кризис нас мобилизовал»

Виктор Корман: «Кризис нас мобилизовал»

Автозавод «Урал» готовится к реализации новых проектов.

Нынешней осенью Миасс пережил настоящий стресс. Он был вызван известием о том, что министерство обороны в целях экономии в 2010 году намеревалось прекратить закупки уральских грузовиков для армии. Для города, основная масса жителей которого работает на автозаводе, резкий рост безработицы грозил социальным взрывом. Поэтому в начале ноября горожане с облегчением восприняли информацию о сохранении гособоронзаказа в объеме, ранее предусмотренном контрактом на 2008-2010 годы.

В декабре на выставке вооружений в Нижнем Тагиле с новинками миасских автомобилестроителей познакомился премьер-министр Владимир Путин. Какова была его реакция?

- К сожалению, в Нижнем Тагиле Путин из-за занятости не имел возможности посмотреть «Уралы» в динамике, - рассказывает генеральный директор АЗ «УРАЛ», директор дивизиона «Грузовые автомобили - Группа ГАЗ» Виктор Корман. - Но о результатах испытания машин на полигоне премьер-министра проинформировали специалисты, наблюдавшие их «в деле». На совещании мне была предоставлена возможность рассказать о планах автозавода, концепции развития, создании новой военной техники. Владимир Владимирович согласился с нашими предложениями, они уже включены в протокол совещания и находятся в работе.

- Чем еще запомнится уходящий год автозаводу и его работникам?

- В четвертом квартале 2008 года мы разработали собственную антикризисную программу и в результате к середине 2009 года первыми в «Группе ГАЗ» достигли безубыточности. У нас нет задолженности по налоговым перечислениям, платежам по энергетике, по зарплате, средний уровень которой составляет 20,5 тысячи рублей. На фоне снижения емкости рынка на 75-77 процентов мы добились мягкого снижения основных показателей предприятия, запустили собственные лизинговые проекты совместно с компаниями «ВТБ 24», «PECO-лизинг», «Транслизинг».

Более 20 процентов реализованной нами продукции приходится на экспорт. Во многом - за счет освоения совершенно новых рыночных ниш в СНГ (Казахстан) и странах Латинской Америки. Конвейер работал безостановочно. Это большой успех.

В начале следующего года намерены перейти на пятидневку. Кризис помог реализовать идеи и цели, которых в обычном ритме мы бы не достигли. Такова сила мобилизации.

- Насколько эффективно обновляется модельный ряд автомобилей?

- Мы продолжаем реализацию основных инвестиционных проектов, предусматривающих модернизацию и развитие модельного ряда грузовых автомобилей сроком до 2015 года. В начале 2009-го в серийное производство запущен модернизированный полноприводный грузовик «Урал-4320-58/59», оснащаемый новой, высококомфортабельной кабиной капотного исполнения, так называемый «автомобиль с новым обликом». Он имеет традиционную капотную компоновку с современной параметрической кабиной и интегральным оперением из композитных материалов.

На них реализован ряд новшеств: пневмоуправление раздаточной коробкой, стояночным тормозом, автоматический подогреватель и др. Грузовики с «новым обликом» выпускаются в трех вариантах - седельный тягач, вахтовый автобус и шасси для размещения специальной техники. Свои новинки мы активно представляли на крупных международных и российских выставках, где к ним проявлялся большой интерес.

- Не секрет, что конкуренты иногда упрекают «Уралы» за отсутствие должного качества.

- Качество - наш абсолютный приоритет. Мы вдвое снизили дефектность и количество рекламаций, на 34 процента - внутренний брак. Зафиксирован ноль процентов дефектов исполнительского характера. В остальных переделах всего 10 процентов осталось до этого показателя. Сейчас на вооружении армии находятся два семейства автомобилей - камазовский «Мустанг» и наш «Мотовоз». Каждый обладает и преимуществами, и недостатками. По техническим характеристикам, соответствию цены и качества наш автомобиль имеет конкурентное преимущество.

- Планируются ли на заводе сокращения?

- Дальнейших сокращений и оптимизации численности на градообразующем предприятии не будет. Напротив, для обеспечения запланированного роста объемов производства на 20 процентов и соответственно продаж, нам потребуются дополнительные люди. Будем набирать 1300 основных производственных рабочих.

- А удастся ли сохранить гособоронзаказ на 2011 год?

- Мы выполняем заказ минобороны по созданию современной колесной модифицированной платформы для размещения на ней новых видов Вооруженных сил. Чтобы ее разработать, требуется государственная поддержка. Она будет оказана и нам, и КамАЗу, который получил этот заказ. Разумеется, при условии удачной защиты инвестиционного плана. Мы должны доказать, что имеем возможность реализовать проект, используя прежде всего отечественные компоненты. Поэтому уже сегодня работаем над созданием компонентной базы для использования в этой платформе.

- Возможно ли партнерство с конкурентом - КамАЗом?

- Оно не исключается. Думаю, это будет возможно на основе межотраслевой кооперации, которая будет принята в «Группе ГАЗ» и в «Группе КамАЗ». Считаю, что это единственно верный вариант: там, где есть ключевые критерии оценки бизнеса, должна быть конкуренция, а там, где можно объединить усилия для получения конкурентных преимуществ того или иного продукта, должен быть союз. Мы за это.

- Как завод поздравил с 90-летием бывшего директора Виктора Алексеевича Гурушкина?

- Мы издали о нем книгу, подарили недавно вышедшую из печати энциклопедию автозавода и делегировали своего представителя в Москву. Он поздравил юбиляра от имени всего трудового коллектива. Виктор Алексеевич был тронут таким вниманием. Во всяком случае, в телефонном разговоре поблагодарил за добрую память о нем. И не поверите, но голос был молодой.

- Сейчас автозавод осуществляет интересный проект - делится опытом внедрения системы «бережливое производство» со специалистами городской администрации. На ваш взгляд, это поможет чиновникам работать эффективно?

- Порядок везде эффективен, а система - это основа порядка. Мы с удовольствием делимся опытом, который поможет муниципалитету сократить издержки и повысить качество работы. Кстати, желая распространить наш опыт среди других предприятий и организаций, губернатор области Петр Сумин организовал обучение на базе завода. Гости своими глазами увидели разительные перемены, произошедшие в цехах и на конвейере.

- Миасс получил статус моногорода. Это предполагает финансовые вливания по специальной программе, которую город сейчас должен срочно разработать. На ваш взгляд, должна ли часть средств достаться автозаводу?

- Статус моногорода Миасс получил во многом благодаря значимости этапных событий, происходящих на градообразующем предприятии. Мы разработали свою инвестиционную программу, которая ляжет в основу городской. Вкладывать в предприятие, которое имеет несколько «прорывных» проектов, - это дальновидно.

VK31226318