Южноуральские машины для корейского гидроузла
Челябинские тракторостроители заключили контракт на поставку в КНДР большой партии бульдозеров.
На ЧТЗ побывала делегация из Северной Кореи. Итогом визита стало подписанное соглашение на поставку в КНДР 80 машин, самых массовых бульдозеров среднего класса Б-10 и Б-12.
На заводе принято встречать и провожать иностранные делегации под звуки их национальных мелодий. В разгар крещенских морозов специалистам из министерства строительства КНДР под аккомпанемент гимна своей страны, заглушаемого ревом моторов, нужно было найти преимущества челябинской техники, которые заставили бы их отказаться от аналогичной продукции, предлагаемой конкурентами. И гости, легко одетые для суровой уральской зимы, с этой задачей справились.
Последний раз завод поставлял тракторы в КНДР в 70-х годах прошлого столетия. По словам корейцев, некоторые из тех ветеранов по-прежнему трудятся на стройках Страны утренней свежести, доказывая, что не только зарубежные модели способны быть надежными и долговечными.
Чтобы и нынешние бульдозеры, которые приглянулись гостям, прослужили не меньше, представители министерства КНДР попросили презентовать их в деле. Несмотря на мороз, люди с непокрытыми головами методично осматривали машины. Снимали на цифровые мыльницы, как на специальной площадке бульдозер «отжимается» металлическими «конечностями», приподнимается над землей, удерживаясь только на лопате и рыхлителе, как в таком положении в воздухе крутятся его гусеницы, какие па выписывает чэтэзэвская техника, сгребая в кучу мерзлую землю. Сами садились за рычаги, пробуя технику на ходу.
На главном конвейере гости осмотрели, как организована сборка заинтересовавших их бульдозеров. В отличие от зарубежных аналогов двигатели Б-10 и Б-12 не требуют заливки высокосортных масел, терпимы они и к топливу не самого высокого качества, при грамотном обслуживании могут служить годами. Это важно для страны, не имеющей возможности часто закупать новые машины.
Усиливая впечатление от увиденного, директор внешнеторговой фирмы ЧТЗ Владимир Клейн повез делегацию на опытное производство предприятия, где стоял супербульдозер Т-800 высотой с трехэтажный дом. Корейцы осматривали необъятный отвал этого агрегата, в два раза превосходящий рост среднего человека. Ловко поднявшись к кабине гиганта, Клейн позвал своих попутчиков за собой, чтобы они вблизи смогли рассмотреть внутренности исполина, рожденного на Южном Урале.
Подготовка контракта с корейцами, сообщил директор внешнеторговой фирмы, заняла два месяца и была непростой, учитывая закрытость КНДР. Всю партию «десятых» и «двенадцатых» бульдозеров Челябинскому тракторному нужно отгрузить в течение двух месяцев, что обеспечит существенную прибавку заводскому экспорту, на который сегодня делается особая ставка. В Северной Корее южноуральские машины должны принять участие в завершении строительства крупного гидроузла.
Юрий БОГАТЫРЕВ