Пока хозяева спорят, люди без работы
Разбирательство между собственниками, затеянный во время экономического кризиса, оставило на улице 130 человек.
14 января предприятие по выпуску упаковочных материалов из пленки (ООО «УралПак») первый раз за 13 лет существования было вынуждено приостановить всю свою деятельность. Накануне в 18:30 сотрудники ЧОП «Алебарда» захватили помещение, где располагалась администрация «УралПака». Такую «спецоперацию» организовал и провел генеральный директор ООО «Политэкс» Александр Чернышенко.
По договору подряда 130 квалифицированных специалистов по производству пленочной упаковки компании «УралПак» выполняли работы для «Политэкса». Генеральный директор ООО «УралПак» и основной дольщик - Сергей Батурин.
В компании «Политэкс», которая является официальным собственником помещений и оборудования, главным акционером тоже является господин Батурин. В обеих организациях у него две трети пакета акций, у Александра Чернышенко - одна треть. Однако должность генерального директора «Политэкса» позволяет Чернышенко распоряжаться документами и счетами. Именно по его приказу 13 января была приостановлена отгрузка готовой продукции, с предприятия удален весь топ-менеджмент «УралПака». Как пояснило нам руководство «Политэкса», сделано это было для того, чтобы Сергей Батурин и его команда не препятствовали проведению ревизии и инвентаризации.
«УралПак» - успешное предприятие, существующее в Челябинске с 1997 года. За 13 лет работы компания смогла доказать клиентам свою надежность и состоятельность. Среди покупателей продукции, производимой силами работников «УралПака», - сеть магазинов «Молния», Первый хлебокомбинат, компания «Макфа», объединение «Союзпищепром» и ряд других пищевых холдингов, крупнейшие российские промышленные предприятия.
Длительное время отношения между «Политэксом» и «УралПаком» были дружественными. Но после прихода на «Политэкс» нового руководства в лице Александра Чернышенко ситуация кардинально поменялась. Уже более трех недель станки стоят, отгрузка продукции прекращена, люди не знают, чем кормить семьи.
Долгое время Александр Чернышенко отказывался общаться с журналистами, но для нас сделал исключение.
- С момента моего назначения на должность директора «Политэкс» я пристально наблюдал за работой господина Батурина, - говорит он. - Мною выявлен ряд нарушений хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим я решил провести ревизию в бухгалтерии, цехах и на складах готовой продукции.
Руководство «Политэкса» заявляет, что 15 января 2010 года их компания уведомила «УралПак» о расторжении договора подряда с 1 февраля 2010 года в связи с выявленными нарушениями при отгрузке продукции. В свою очередь, Сергей Батурин заявляет, что никаких документов об одностороннем расторжении договора подряда не видел и не подписывал.
Директор «Политэкса» поясняет, что он сменил всю охрану ООО «УралПак», чтобы его администрация не препятствовала внимательной проверке и не могла проникнуть на территорию. Новыми охранниками стали сотрудники «Алебарды», которые приступили к своим полномочиям 13 января в 18.30.
- Никаких насильственных мер и угроз со стороны новой охраны не было. Руководство «УралПак» вежливо попросили покинуть свои рабочие места, - заверяет Александр Чернышенко.
Однако находившийся на рабочем месте дизайнер отдела сбыта компании «УралПак» Юрий Махлай говорит, что своими глазами видел, как крепкие мужчины в камуфляжной форме настойчиво и агрессивно выталкивали коммерческого директора «УралПака» Павла Краева из своего кабинета.
- Никаких объяснений такого поведения со стороны ЧОПа я не услышал, - говорит Юрий Махлай. - Нас в прямом смысле за грудки вывели из офиса и закрыли перед носом дверь.
На следующее утро новая смена рабочих «УралПака» в цеха не вышла. Директор «Политэкс» утверждает, что так распорядился Батурин.
- Принимая во внимание грубые методы работы ЧОП и отсутствие возможности обеспечить гарантии личной безопасности сотрудников завода, руководство предприятия действительно обратилось к подчиненным с просьбой временно не выходить на работу, - говорит директор «УралПак» Сергей Батурин. - К тому же ООО «Политэкс» не выполнил свои обязательства перед ООО «УралПак» за выполненную в декабре 2009 года работу. Мне пришлось взять кредит в банке, чтобы выплатить зарплату своим подчиненным.
Информацию о том, что на счета «УралПака» не поступали деньги от «Политэкса» за выполненную в декабре 2009 года работу, в банке подтверждают. Но Александр Чернышенко заявляет, что это неправда. Он говорит, что в декабре деньги на зарплату сотрудникам «УралПака» были перечислены.
22 января сотрудники и руководство «УралПак» попытались пройти на территорию предприятия, чтобы поговорить с Чернышенко и, наконец-то, приступить к работе. Но диалог не состоялся. Директор «Политэкс», сославшись на огромную занятость, с рабочими разговаривать отказался.
- Рабочий день на нашем предприятии начинается в 8:00. Собравшаяся толпа пыталась проникнуть на территорию в 10.20. Это нарушение трудового расписания, поэтому я отдал приказ не пускать людей, - говорит Чернышенко. - Кто все эти люди, какова цель их визита мне было неизвестно. А вдруг в этой толпе были боевики с битами?! Они могли ворваться на производство, разгромить склады, изъять всю документацию и сорвать проводимую ревизию.
На сегодняшний день сотрудники ЧОПа до сих пор находятся на территории предприятия и не пускают туда работников компании «УралПак». Чтобы обезопасить себя от нарушения закона, Александр Чернышенко трудоустроил частных охранников как сторожей.
- ЧОПовцы прекрасно знают охраняемую территорию, поэтому я не видел смысла набирать других людей, - заявляет он.
Присутствующий при нашем разговоре с Александром Чернышенко юрисконсульт «Политэкса» сказал, что он своими глазами видел, как кто-то из «лагеря» Батурина перед митингом раздавал сотрудникам «УралПака» деньги. Юрисконсульт уверен, что администрация «УралПака» подкупает коллектив, чтобы тот не выходил на работу.
Узнав об этом, Сергей Батурин улыбнулся:
- Мы ожидали, что руководство «Политэкс» начнет плести грязные интриги и порочить имидж компании.
Заместитель директора по производству компании «УралПак» Игорь Муравьев заявил следующее:
- Недавно Александр Чернышенко сделал мне предложение трудоустроиться на «Политэкс». Чтобы согласился, он предложил заплатить крупную сумму - 100 тысяч рублей. В свое время я получал в «Политэксе» премиальные за выполненную работу, но уже около года подобной оплаты не производилось. Прикрываясь законными выплатами, Чернышенко пытался меня подкупить.
Факт предложения выплаты премии за хорошо выполненную работу Муравьеву Александр Чернышенко не отрицает:
- Последние полгода компания приносила хорошую прибыль, поэтому я счел нужным выплатить ему заработанные им деньги.
От 100 тысяч Игорь Муравьев отказался. Он говорит, что никогда не будет работать под начальством Чернышенко. Работать с ним не хочет не только Муравьев. Директор «Политэкса» приглашает всех 130 оставшихся без дела работников «УралПака» трудоустроиться на ту же зарплату в возглавляемую им компанию. По словам Чернышенко, уже 20 человек написали заявление о приеме на работу в «Политэкс». Но в «УралПаке» нет ни одного заявления о желании уволиться с предприятия. Александр Чернышенко уверен, что Сергей Батурин держит в страхе весь свой штат.
- На протяжении всего времени простоя предприятия я общаюсь с бригадирами, которые говорят, что на работу они не выходят, так как их запугивает руководство «УралПака», - говорит Чернышенко. - Люди уверены, что после разрешения конфликта будут уволены мажоритарным собственником Сергеем Батуриным за непослушание.
Несмотря на это, Александр Чернышенко не сомневается, что скоро предприятие начнет действовать, все люди выйдут в цеха, станки вновь загудят.
О происходящем проинформированы управление внутренних дел Ленинского района и города. Подано заявление в отдел по борьбе с экономическими преступлениями и прокуратуру.
Правоохранительные органы считают, что хозяйственные споры должны решаться силами самих собственников. А пока хозяева спорят, 130 человек остаются без работы.
Споры собственников - дело обычное, но уместны ли они сейчас? Если «разборки» затеваются в пору экономического кризиса, если без работы остается больше сотни человек, то это ничем не может быть оправдано. Власти всех уровней стараются создать новые рабочие места, помочь людям выжить, а в это время хозяева превращаются в казаков-разбойников, забывают о своих работниках. По закону правоохранительные органы в ситуацию вмешаться не могут, но мы не сомневаемся, что в области найдутся структуры, которые сумеют провести «политинформацию» для заигравшихся собственников.