Увидит ли президент сквозь землю?

Увидит ли президент сквозь землю?

Из-за нехватки денег на строительство Челябинского метрополитена в апреле могут потерять работу более трехсот человек.

О финансовых проблемах челябинского метро теперь знает даже Дмитрий Медведев. Губернатор Петр Сумин написал президенту письмо. Попросил выделить из федеральной казны два миллиарда рублей на продолжение строительства подземки. По словам главы региона, деньги, которые удалось выкроить из областного бюджета на тоннель, закончатся к концу первого квартала. Под угрозой сохранение коллектива метростроевцев.

В тоннеле всегда кто-то есть

Лишиться работы рискуют 500 человек. Более трехсот из них уже получили уведомления о том, что будут сокращены с 26 апреля. Сейчас «Челябметрострой» живет в режиме трехдневной рабочей недели. Выделенных из областного бюджета средств хватает лишь на поддержку в состоянии готовности машин и механизмов, в том числе, тоннеле-проходческого комплекса «Ловат». Люди работают в основном на площадках в районе Комсомольской площади и Торгового центра.

- Техника не брошена, составлены графики ее обслуживания, - заверили в пресс-службе строящегося метрополитена. - Под землей всегда дежурит кто-нибудь из специалистов.

Проторяя подземный путь от Комсомольской площади до площади Революции, «Ловат» обосновался под проспектом Ленина в районе бизнес-дома «Спиридонов». О движении дальше речь пока не идет. Хотя в конце прошлого года агрегат «рванул» за месяц на 121 метр. До этого и двадцать метров за тридцать дней в Челябинске считались приличным результатом.

Москва поверит?

Объем финансовых вливаний из российского бюджета до сих пор не определен. Пока непонятно, собирается ли Федерация в принципе в этом году давать деньги на мегаобъект.

Поводов отказать достаточно. Во-первых, государев кошелек в кризис не столь полон, чтобы его содержимым без затруднений латать появившиеся прорехи. Во-вторых, нет никакой гарантии, что центр не возьмет на вооружение формальную логику. Дескать, зачем вам в трудный год целых два миллиарда, если даже в «тучных» 2007-м и 2008-м осваивали примерно по одному? Да и былые высказывания городских властей на тему «а нужно ли вообще метро?» прижимистые федералы могут припомнить. Неслучайно для переговоров по наболевшей теме потребовался авторитет губернатора. По сведениям пресс-службы главы региона, президент уже дал распоряжение правительству рассмотреть просьбу П.Сумина. В строку и репутация нынешнего руководства «Челябметростроя» - выходцев из известной в России и за ее пределами компании «Ингеоком». В тоннеле под Босфором фирма умудрялась развивать скорость проходки до 200 метров в месяц. Сопоставимый результат демонстрировался и при развитии Московского метрополитена. С Челябинском «Ингеоком» поделился не только специалистами, но и техникой, демонстрируя вполне серьезные намерения.

На заработки к соседям

Сценарий грядущего сокращения людей плачевный, но еще не окончательный, и его хотели бы избежать как непосредственные руководители стройки, так и областные власти. Дело не только в том, что тружеников надо в принципе беречь, потому что почти у каждого семьи.

Поставить кормильцев в ряды безработных - подогреть ситуацию. К тому же, метро в Челябинске никто не отменял, строить его все равно придется. Значит, кадры рано или поздно понадобятся, а на такой ответственный участок их с улицы не наберешь. Не говоря о том, что фактическая приостановка проходки неприятна и смежным компаниям. Например, поставщику железобетонных тюбингов для обделки тоннеля.

Вариант временной передислокации рабочих на объекты других городов рассматривается все серьезнее. Среди возможных альтернатив называются подземные площадки Екатеринбурга и даже Москвы. Но уже очевидно: трудоустроить всех не удастся. К тому же, не каждый захочет, оставляя на несколько недель семью, зарабатывать вахтовым методом.

Городские власти Челябинска, которые с прошлого года непосредственно отвечают за строительство метро в областном центре, демонстрируют хладнокровие. Первый вице-мэр Сергей Давыдов (в понедельник именно он вел аппаратное совещание) весьма удивился вопросу нашего корреспондента о предстоящих у метростроевцев сокращениях.

- Сокращения? Не знаю, ничего не могу сказать по данному поводу. Лучше спросите об этом Алейникова (вице-мэр по транспорту - ред.), метро - его тема, он об этом больше знает, - отреагировал на вопрос корреспондента «правая рука» главы города.

К заместителю градоначальника по транспорту и дорожному строительству Владимиру Алейникову по поводу метрополитена обращались пару недель назад. Суть ответа Владимира Георгиевича свелась к тому, что с приходом нового руководства стройки подземные работы в Челябинске набрали рекордные темпы. Единственная проблема - недостаток федеральных средств.

По оценкам специалистов, если вопрос с деньгами все-таки решится в пользу области, набранные темпы строительства позволят задействовать первый пусковой комплекс метро уже в 2013 году.

Андрей САФОНОВ,

Геннадий ГРИГОРЬЕВ

VK31226318