Не каприз, а норма жизни
Цена человеческой жизни в России не может быть низкой. За это ратует президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим.
Андрей Кигим - президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО). В свое время работал на разных должностях: заместитель начальника аппарата правительства РФ, член совета директоров ОАО «РЖД», заместитель министра природных ресурсов РФ, заместитель руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, первый заместитель председателя правления компании «Росгосстрах». По первому образованию он геолог.
Андрей Кигим приезжал в Челябинске по торжественному случаю - на 20-летие крупнейшей в регионе страховой компании ЮЖУРАЛ-АСКО. Президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим стал чуть меньше года назад. Но с ЮЖУРАЛ-АСКО связан давними и тесными узами как президент РСА, членом которого она является. В Челябинске он побывал впервые. Нельзя было не спросить о впечатлениях от очного знакомства с компанией-юбиляром.
- В Уральском регионе она, безусловно, одна из самых мощных страховых компаний, - ответил Андрей Кигим. - У нее хороший научный потенциал, она инициативна, соответствует последним достижениям в области новаций. Воспитала очень хороших актуариев - специалистов-математиков, анализирующих статистику аварий, выплат, ущерба и дающих предложения по изменению тарифной политики. Компания достаточно серьезно защищает интересы страхового сообщества в целом. Когда Минфин РФ обсуждает региональные коэффициенты, тарифную политику, благодаря специалистам ЮЖУРАЛ-АСКО, сотрудничающей с комитетом по статистике и комитетом по прямому возмещению ущерба, защищаются интересы автовладельцев. Считаю, что компания достойно показывает промышленный и научный потенциал страны в конкретном страховом секторе.
- Андрей Степанович, чем для вас интересен рынок страхования?
- Мне повезло, что я попал в ВСС. Хотя понимаю, сколь велика социальная ответственность. Чтобы работать в этой сфере, нужно понимать государственную политику. В условиях рыночного развития страны исчезли старые инструменты защиты - госбюджет. Очень серьезным инструментом финансовой поддержки граждан стало страхование. Человек, оказавшись в чрезвычайной ситуации, испытывает шок. Особенно малые дети, чьи родители пострадали в аварии или на пожаре. Оставшись один на один с бедой, они практически выброшены из жизни и сразу попадают в низовой слой. Кто-то должен протянуть им руку помощи. Люди должны понимать: страхование и есть та самая рука помощи.
У Запада этот опыт по сравнению с нами более длительный. С помощью Интернета любой россиянин может посмотреть, как там работает страховая система. И убедиться: страхование
- не навязанная услуга, не капризы нашей страны, а норма жизни, которая тебя защищает в экстремальной ситуации. Уж сколько раз показывали волнующие душу телерепортажи: к примеру, российские туристы приехали в Таиланд, там попали в ДТП, сильно пострадали, а страховки у них нет. Тамошние врачи спрашивают: «Ребята, на какие деньги мы вас будем лечить? Кто за вас заплатит?»
Какую же реакцию вызывает у соотечественников подобный сюжет? Объявляется народная подписка, сбор средств. А страховщик должен был предупредить горе-туристов: думай заранее, планируй свою жизнь. Когда в рыночной экономике все начинают думать о будущем, то это уже другой, более цивилизованный класс людей: другие предприниматели, другие граждане, другие избиратели. Беспокоясь о будущем, они серьезнее относятся к настоящему.
Наши интересы должны быть защищены на любом, даже бытовом уровне. Если в ресторане неуклюжий официант обольет меня супом, я, конечно, возмущусь. В одном ресторане в этом случае извинятся, принесут десерт в качестве бонуса. Они не постирают мою рубашку, но покажут, что переживают за случившееся. А в другом, возможно, еще и нахамят: «Кто ты такой? Не нравится, так иди в другое место». Нет, подождите. Ответ нужен другой. Тебе страна разрешила заниматься бизнесом? Государство доверило функцию обслуживать людей? А как ты его оправдываешь?
Например, вы купили машину или шубу, да хоть что. У любого вида товара есть гарантийный срок. Значит, в его себестоимость заложены расходы на то, чтобы покупатель мог обратиться по поводу починки или ремонта вещи. Но есть отрасли, в которых вопрос защиты интересов потребителей до сих пор не решен. Если мы, живя в этой стране, поддерживаем эту власть, платим налоги, то взамен вправе попросить бизнесменов заботиться о потребителе. Мягко, с помощью страховых компаний создать систему взаимоуважения. Разве это плохо?
- Лично вы какими видами страхования пользуетесь?
- Медицинским, ОСАГО и Авто-КАСКО. Разумеется, застраховано от пожара имущество моей семьи. Часто людям кажется, что несчастные случаи - редкость, они обойдут их стороной. Но ведь Саяно-Шушенская катастрофа - тоже «редкость». И Чернобыль. Если посмотреть статистику пожаров, выездов «скорой помощи», то она, к сожалению, свидетельствует о том, что несчастье может случиться с каждым. Всем казалось, что в полисах ОСАГО нет необходимости. А на самом деле в дорожно-транспортные происшествия попадает каждая двадцатая машина. Значит, раз в 20 лет любой гражданин может угодить в ДТП.
- Кстати, как производились выплаты пострадавшим на Саяно-Шушенской ГЭС?
- Там такая история. Была застрахована ответственность владельцев компаний, у которых деньги на выплаты пострадавшим или их родственникам нашлись. Те 200 миллионов долларов, которые РОСНО страховала и перестраховывала за рубежом. Последствия конфликта были таковы, что их нельзя было «замолчать», все промышленники сказали: «Мы же социально ответственны». Разве платят все и всегда? А если авария не такая масштабная? Саяно-Шушенская ГЭС показала, что страхование как механизм работает. Так что государство как рачительный хозяин может этот механизм использовать.
- Какие новые виды страхования могут появиться?
- МЧС предлагает противопожарное страхование в качестве защиты интересов потребителей, хотя понятно, что не все ходят в рестораны, кафе, закусочные. Но вследствие пермского кошмара погибло 155 человек, а кто из родственников получил компенсацию? Никто. Пример ОСАГО говорит: могли бы получить, будь застрахована ответственность владельцев «Хромой лошади».
Я считаю, это парадокс: бизнес получает от государства возможность зарабатывать, но не до конца готов нести ответственность перед третьими лицами. Если сегодня рядовые 30 миллионов физических лиц, владельцы полисов ОСАГО, платят за обязательное страхование своей ответственности, почему бизнес этого не делает? Почему не платят ЖКХ, которые перешли в частные руки? А ведь известно, что они из рук вон плохо контролируют в домах то же самое противопожарное состояние или работу лифтов. Этой зимой во многих городах к домам не могли подъехать пожарные машины и «неотложки» из-за непролазных сугробов. Надо посмотреть, в каких отраслях интересы граждан могли бы защищаться лучше, особенно когда речь идет о жизни людей.
- То есть для этого вводить новые виды обязательного страхования.
- Вот именно. Пусть россияне знают: независимо от того, где с ним произошло ЧП, социальная защита в денежном эквиваленте гарантирована. Для этого необходимо заставить любого бизнесмена или чиновника отвечать за ущерб третьим лицам. По большому счету, людям все равно, где пострадали их родственники: в государственной или частной клинике, на трассе или в ресторане, в самолете или машине, но они должны быть уверены: государство знает, кто за них заплатит и как лишить лицензии того, кто некачественно выполняет свою работу.
Но прежде всего нужно провозгласить главный принцип. Цена человеческой жизни в России должна быть достойной - хотя бы два миллиона рублей. Принцип этот сегодня услышан на уровне Минэкономразвития и Минфина. Его можно считать политическим лозунгом, потому что страна стала ценить своих людей. Для страховщиков это основа, чтобы посчитать тарифы, без чего невозможно продавать полисы ОМС, ДМС и вообще понимать зону ответственности страховых компаний.
- Нынешним летом закону об ОСАГО исполнится семь лет. Он окончательно прижился?
- В самом начале клиентов волновало: платят или не платят страховые компании? Правильный потребительский вопрос, все-таки автовладелец отдает свои деньги и хочет знать, какая будет отдача. Семь лет показали: компании платят. Второй вопрос: выдержит ли Российский союз автостраховщиков нагрузку в случае ошибок страховых компаний? Все страховые компании, продающие полисы ОСАГО, являются членами РСА. Для клиентов это гарантия, что им возместят ущерб в любом случае, несмотря на финансовое состояние той или иной компании. Их немало распалось в период кризиса, но ни один клиент не пострадал. Более пяти миллиардов выплатил РСА за компании-банкроты. Интересы потребителя защищены независимо от того, где он купил полис.
Когда внедрялся закон об ОСАГО, возникла дискуссия: насколько полным будет охват граждан. Практика показала: он не превысил даже 30 процентов в некоторых странах СНГ в силу их определенной специфики. В России же полисы ОСАГО имеют более 95 процентов автовладельцев. Если закон не обслуживает гражданина, гражданин не будет его выполнять.
А нынешняя статистика по России свидетельствует: ОСАГО - работающий закон, люди реально получают выплаты. Значит, ОСАГО оказалось хорошей социальной функцией. Государство видит, что страховому сообществу можно доверять часть своих функций по социальной защите населения. Мы, страховщики, готовы эти функции выполнять.