Сертификатов хватает, машин нет
Как и продукция российского автопрома, программа по ее поддержке, реализуемая на Южном Урале уже месяц, вышла далекой от совершенства.
Вынесенная в заголовок фраза - не плод журналистских фантазий. Слова о нехватке машин принадлежат менеджеру Светлане из челябинских компании, занимающейся реализацией машин популярной французской марки. Чудеса, да и только! Еще вчера залы навороченных автосалонов пугали пустотой и гулким эхом, а сегодня новенькие «Лады», «Шевроле», «Рено» разлетаются, словно с пылу с жару пончики.
Акция с дамским норовом
Ажиотаж объясняется просто: наконец-то сдвинулся с места широко разрекламированный проект «Новая машина в обмен на автохлам». Суть его в том, что каждому россиянину, пожелавшему сдать в утиль свою старенькую «ласточку», в случае покупки новой правительство посулило скидку в 50 тысяч рублей.
Строго говоря, у этой акции, которую Россия запустила в стремлении не отстать от США и стран Европы, название несколько иное: «Государственная программа утилизации старых автомобилей». Стартовала она ровно месяц назад, аккурат в Международный женский день. Кто знает, может быть, именно этот факт и предопределил характер акции - непредсказуемый и не отличающийся логикой.
Начнем с того, что прописанные Минпромом правила начали нарушаться еще до официальной отмашки. Большинство дилеров - участников программы - наотрез отказались самостоятельно снимать автостарье с милицейского учета. Связанные с этой процедурой «головняки» привычно переложили на плечи клиентов. Потом выяснилось, что автосалонам некуда девать сданные им машины (не успели заключить договор с утилизатором), что никто не собирается выдавать автовладельцам сертификаты на руки, что с министерского сайта почему-то невозможно распечатать бланк заявки… И таких заковырок набирался воз и маленькая тележка.
Претенденты на обЛАДАние
В четком соответствии с законами физики, гласящими, что любая система рано или поздно самостоятельно приходит к состоянию стабильности, худо-бедно «устаканилась» и наша программа утилизации. Ее шестеренки, хоть и со скрипом, стали проворачиваться.
Сейчас уже очевидно: в выигрыше оказались дилеры, предлагающие достаточно дешевые, «народные» марки. Согласно официальной статистике, на вазовские автомобили приходится от 70 до 80 процентов поданных заявок. Эти цифры подтверждаются жизнью. В ООО «Южноуральск-Лада», к примеру, нам сообщили, что в апрельской очереди на обмен старого авто на новое - около тысячи фамилий. И если «Калины» и «Приоры» еще есть в наличии, то более дешевая «классика» уже перешла в разряд дефицита.
Неплохо идут дела и у тех продавцов, которые специализируются на собираемых в России четырехколесных «иностранцах». В отделе продаж ООО «Авто К» (торгует «Фиатами») трубку поднял менеджер, представившийся Артемом.
- Артем, сказалась ли правительственная программа на объеме ваших продаж?
- Еще как! Сейчас в основном по ней машины и покупают, за месяц 11 штук ушло.
- Поначалу говорили, что программа буксует…
- Нет, уже все в норме. С переработчиками тоже особых проблем нет, старые машины отправляем на «Челябвтормет».
Менеджер Елена из магнитогорского салона «Оптим Авто» «коммерческую тайну» о количестве проданных «Шкод» раскрывать не стала, однако тоже положительно оценила программу:
- Мы очень рады, что ее запустили. Люди приезжают к нам на «Жигулях» и «Волгах», а уезжают на «Октавиях» и «Фабиях».
«Развернули - и за справкой»
На этой оптимистической ноте можно было бы поставить точку. Но вот загвоздка: не все участники цепочки «производитель - продавец - клиент - переработчик» оказались в равной степени довольны ходом реализации патриотического автопроекта.
Нет, дело даже не в продавцах крутых машин бизнес-класса (в ООО «Авторитет-Восток» посетовали, что до сих пор по программе утилизации никто не приобрел у них ни единой «Тойоты-Камри»). Особо уязвимым, как это часто бывает, оказался рядовой потребитель.
- А вот вы напишите, напишите, какой здесь творится бардак! - горячился пожилой мужчина, томившийся в «Челябинск-Ладе» в длинной очереди к стеклянной двери с надписью «Программа утилизации». - Там всего одна девушка работает, а нас здесь - не один десяток. Чтобы на прием попасть, нужно день убить.
- Да если бы день! - вступила в разговор женщина, назвавшая себя Ириной Викторовной. - Мы с мужем из Чебаркуля уже четвертый раз приезжаем и конца не видно. Ни с того ни с сего выяснилось, что нужна какая-то карточка из налоговой. Нас развернули и отправили домой. Почему никто этого раньше не сказал?
А что переработчики лома? Уж они, казалось бы, должны быть в восторге от правительственного начинания. Однако работники пресса и ножниц пока далеки от состояния эйфории. Руководитель ломозаготовительного предприятия «Мета-ЧТПЗ» Алексей Топорков в беседе с корреспондентом те три тысячи рублей, что клиент платит за прием его раритета на автобойню, назвал «минимальной ценой». А заместитель директора ОАО «Челябвтормет» Константин Хасбулат вообще не счел нужным скрывать своего разочарования:
- Честно говоря, от этой программы мы ждали большего. Пока она заработала не в полную силу. Не спешат дилеры сдавать нам старые машины, на сегодняшний день мы переработали всего 108 автомобилей.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве