Лекарства могут стать доступнее

Лекарства могут стать доступнее

Фармацевтический рынок области от кризиса не пострадал, считают участники «круглого стола».

В Челябинске в отеле ParkCity прошел «круглый стол», посвященный вопросам развития фармацевтического рынка области. Его участниками стали представители ОГУП «Областной аптечный склад» (ОАС), УФАС по области, Роспотребнадзора. В числе приглашенных значились топ-менеджеры аптечных сетей «Классика», «Алвик», «Гран», муниципалы, но приглашение организаторов они проигнорировали (в кулуарах предположили, что из-за традиционного нежелания открывать карты перед конкурентами). Отдуваться за коллег-сетевиков пришлось коммерческому директору ОГУП «ОАС» Евгению Козлову.

Не боимся федералов

- Какая ситуация на фармрынке области?

- Розничный рынок медикаментов - один из немногих, не пострадавших от кризиса, - говорит Е. Козлов. - Причина - стабильный спрос на лекарства и постоянное увеличение среднеотгрузочной цены, так как поставщики номинируют медикаменты либо ингредиенты для их изготовления в основных валютах. Имея постоянный источник финансирования с одной стороны и учитывая снижение стоимости аренды с другой, аптечные сети получили возможность роста, составившего свыше 20 процентов в год, и начали вкладываться в развитие. Увеличение активности наблюдалось со стороны всех игроков - «Классики», «Рифарма», «Грана», «Алвика», ОАС. Все вкладываются либо в аренду, либо в покупку торговых помещений, благо кризис сделал более доступными проекты, которые до него были просто нереальными.

- Не опасаетесь ли вы прихода на рынок федеральных фармкомпаний?

- Уровень конкуренции на розничном рынке продажи медикаментов в нашей области один из самых высоких. Он сразу стал развиваться как рынок сетей. «Гран» - практически первая сеть в России, с едиными центрами распределения, ценообразования. По многим показателям одной из ведущих в РФ является аптечная сеть «Классика». Сейчас ее успех повторяет «Рифарм», растет количество точек у «ОАС», а число покупателей остается прежним. В связи с этим перспектива появления на рынке федеральных сетей воспринимается более чем спокойно.

- Какие способы усиления своих позиций на рынке вы используете?

- ОГУП «ОАС» - классическое предприятие, торгующее медикаментами. Факторов успеха здесь немного: соблюдение стандартов и бизнес-процессов, которые у нас отработаны до мелочей. ОАС имеет собственную IP-систему, которую на протяжении пяти лет улучшает. Дополнительно к стандартной двуступенчатой процедуре контроля введен верхний контроль. Движение всех медикаментов отслеживается в онлайновом режиме, а в случае необходимости продажи приостанавливают во всех 220 точках.

Плюс-минус три копейки

- Кроме курса валюты что влияет на розничную цену лекарств?

- Сегментирование аптек по спросу. Плюс входная цена на ЛС. С 1 апреля вступило в силу новое постановление по ограничению цен на опт и розницу со стороны государства, это приостановит рост рынка в этом году и еще более обострит конкуренцию.

- В числе мер по снижению стоимости ЛС звучало предложение по отсечению оптового звена с его наценкой и торговле по ценам производителя. Возможно ли это?

- Ни одна даже самая крупная аптечная сеть не сможет бесперебойно обеспечивать ЛС многочисленные точки, имея поставщика, условно говоря, в Аргентине. Она просто вынуждена содержать своего оптовика, чтобы контролировать логистику, внутренние поставки. Я не представляю себе, к примеру, Курганский синтез, который сможет обеспечить своими ЛС 1200 точек в Челябинской области или даже в своей.

- Вы сказали, что аптечный рынок сегментирован по цене. Кто сейчас торгует дешевыми лекарствами, кто дорогими?

- Я бы воздержался от термина «дешевые лекарства» - слух режет и по сути неверно. Мы покупаем препараты либо у оптовиков, либо у производителей плюс-минус два-три процента. Все крупные аптечные сети находятся перед поставщиками примерно в одинаковых условиях, за исключением нашей, располагающей собственным оптовым звеном и за счет этого имеющей возможность улучшить для поставщиков ценовые перспективы. Точнее будет сказать, что сами покупатели сегментируются по интересам. Учитывая это, некоторые аптеки предпочитают работать с не очень широким, но стабильным ассортиментом и более низкой ценой. Кто-то в пределах разрешенных законом наценок выставляет цену побольше, ориентируясь на тех покупателей, для которых важна не только цена, но и качество обслуживания.

- Недавно депутаты ЗСО предложили сделать ОАС локомотивом снижения цен на лекарства в регионе. Это реально?

- Являясь прямым дистрибьютером большинства в основном российских заводов, ОАС действительно может предложить более низкие цены. У нас единая модель ценообразования и одна из лучших логистик. Но мы не можем конкурировать с жесткими дискаунтерами, поскольку несем еще и социальную нагрузку, а кроме того, открываемся только в открытом формате, а это тоже большие затраты. В целом все работают примерно в одном ценовом сегменте плюс-минус три копейки.

- В связи с переменой власти и переделом собственности ожидаются ли перемены на вашем рынке? Быть может, кто-то уйдет, появятся новые игроки?

- Я могу говорить только за свою организацию. Коллектив ОГУП увеличивает объемы на 25-30 процентов в год и является серьезным налогоплательщиком в бюджет. Не думаю, что власть откажется от такой команды управленцев.

- Возможна ли приватизация вашей аптечной сети?

- Я не вижу различий между формой собственности, видом деятельности и качеством бизнес-процессов.

Импортозамещение и инновации

- Считаете ли вы, что импортозамещение - это путь к инновациям?

- Это провокационный вопрос. Все ЛС, производящиеся в РФ либо завозящиеся извне, проходят многоступенчатую процедуру контроля и априори являются качественными. А мы, имея к тому же свои внутренние стандарты качества, ни один из некачественных или сомнительных препаратов на полки не поставим. Это вопрос маркетинга, какие товары продавать: если больше спрос на отечественные, то мы их и продаем.

- Пока импортный препарат дойдет до российского потребителя, он морально устаревает. За рубежом уже создали новый, более эффективный аналог, а у нас еще старое лекарство не попало на рынок...

- Я вас уверяю, что в США процедура регистрации ЛС еще жестче. Сложности есть везде, и для этого существуют профессиональные логисты, компании дистрибьютеров, которые считают логистическое плечо и держат на своих складах именно тот запас медикаментов, который необходим, чтобы дождаться следующей партии. Наша страна перестала быть аутсайдером по количеству зарегистрированных инновационных препаратов. Общий европейский рынок медикаментов растет на два-три процента в год, а российский - десятками процентов.

Разница в сроках появления на нашем и на западном рынках инновационных препаратов составляет месяцы, а иногда недели. Принята национальная программа «7 нозологий» из супердорогих препаратов, благодаря которым мы стали лечить болезнь Гаше, другие редкие заболевания. Действует программа ОНЛС, бывшая ДЛО, в рамках которой государство выделяет сотни миллиардов рублей на лечение декретированных групп населения. Рынок развернулся в сторону тяжелых заболеваний, и желание мировых игроков регистрировать новые препараты подкреплено платежеспособным спросом.

Рецепты, кадры и… настойка боярышника

- Испытываете ли вы дефицит квалифицированных кадров?

- Существенный. Сейчас все вкладываются в развитие, открывают розничные точки, идет конкуренция за лучшие кадры. Чтобы повысить квалификацию сотрудников, ОГУП «ОАС» открыло внутренний университет, это четыре учебных центра в разных регионах области, обучение ведется дистанционным методом. Каждый работник аптеки обязан посетить 6-8-часовой семинар, мы контролируем знание фармацевтических приказов, основных базовых навыков и т.д.

- Имеет ли право фармацевт заменить покупателю ЛС, рекомендованное врачом?

- Любой фармацевт выполняет распоряжение врача и, только встречая возражение по цене со стороны покупателя, подбирает с помощью программы недорогой аналог - дженерик. Это естественно: в кризис растет спрос на недорогие препараты-заместители, и удовлетворение этого спроса - наша прямая задача.

- Не секрет, что в аптеках можно купить рецептурное ЛС без рецепта…

- Грамотный фармацевт всегда посоветует аналогичный безрецептурный препарат. Отпускать рецептурный препарат без рецепта и уж тем более препарат, представляющий опасность при передозировке, фармацевт не имеет права и не будет. Овчинка выделки не стоит: риск, которым он себя при этом подвергает, несопоставим с тем, что он может потерять.

- Известен случай, когда бабушка разгромила аптеку, в которой ее сын покупал настойку боярышника…

- Настойка боярышника является официально зарегистрированным препаратом на территории РФ. Любой агент, имеющий розничную фармацевтическую лицензию, может им торговать, не превышая предельно допустимых цен. Это вопрос позиционирования самой аптеки: кто-то зарабатывает, гарантируя людям качество и высокий сервис, кто-то - предлагая настойку боярышника и общаясь с деклассированными элементами, которые настойку употребляют не как лечебное средство, хотя, может быть, и лечатся ею.

- У вас в сети боярышника нет?

- В большинстве аптек нет. Бессмысленно проводить затратный ребрендинг и при этом принимать в зале открытого формата алкоголиков. Репутация дороже.

О предельных надбавках и лекарствах по Интернету

Вопрос начальнику отдела анализа товарных и финансовых рынков УФАС по области Илье Суханову.

- Расскажите о порядке ценообразования лекарственных препаратов.

- У всех субъектов рынка установлены предельные торговые надбавки, мы ежеквартально мониторим ситуацию. С сентября 2009 года по настоящий момент случаев превышения не было. Надбавка для розницы составила 40 процентов (реально 22-25), для опта - 20. За четвертый квартал 2009 года самая большая надбавка зафиксирована у «Классики»: 37-39 процентов.

- Почему в других регионах есть нарушения, а у нас нет?

- У курганцев превышения предельных надбавок связаны с появлением дополнительныых ступеней в оптовых поставках, на Дальнем Востоке - с высокими транспортными расходами. В Челябинске ничего этого нет.

Вопрос ведущему специалисту-эксперту отдела контроля государственных и муниципальных заказов Челябинского УФАС РФ Татьяне Ивановой:

- Татьяна Владимировна, как осуществляются госзакупки?

- На ЛС это аукционы, на изделия медназначения - конкурсы. Сейчас вводятся электронные аукционы. Мы взаимодействуем с антимонопольной службой заказчиков и поставщиков. Основная проблема госзакупок - использование продукции одного производителя, ограничивающее конкуренцию. Другая проблема - объединение в один лот не связанных между собой товаров. Преимущества аукционов - возможность приобретать ЛС по более низкой цене, конкурсов - наиболее эффективно размещать бюджетные средства. Мы всегда говорим заказчикам перед аукционом: мониторьте рынок, отслеживайте цены, это в ваших интересах, но это происходит не всегда. Лучше всего, когда борются между собой, конкурируют и снижают цену и поставщик, и производитель. Все помнят случай, когда в ходе такой борьбы итоговая цена на препарат филграстим снизилась в 100 раз.

Вопрос главному специалисту-эксперту отдела надзора среды обитания и условиями проживания Роспотребнадзора Светлане Обориной:

- По каким направлениям проверяются аптечные организаций?

- Мы смотрим на оборудование, правила его эксплуатации, соблюдение температурного режима, требований к фармацевтам. В 2009 году жалоб от населения на реализацию аптечных товаров не было. За исключением, пожалуй, только новых серий БАДов. Это не ЛС, а пишут, что они лечат язву желудка, гастрит, мочекаменную болезнь. Впрочем, претензии не столько к аптекам, сколько к производителям БАДов.

- Интернет-торговля в вашей компетенции?

- Нет.

И. Суханов:

- В случае возникновения претензий за приобретение некачественной продукции через Интернет все вопросы решаются в суде.

- Это если налицо финансовые нарушения, а если покупаешь мел вместо лекарства? Кто-нибудь за этим следит?

Е. Козлов:

- Если хотите брать БАДы в сетевом маркетинге, у частного лица, то это ваши риски. Если хотите контроля и гарантии со стороны государства, приходите в официальное учреждение, имеющее соответствующую лицензию.

VK31226318