Виктор Христенко: «Челябинская труба изменит облик всей отрасли»

Виктор Христенко: «Челябинская труба изменит облик всей отрасли»

Журналисты, ставшие свидетелями блиц-визита федерального министра на главную промышленную стройплощадку Челябинска, вполголоса обсуждали: какую курточку выдадут Виктору Борисовичу - обычную или именную, виповскую, с вышитыми на груди инициалами?

Выдали обычную. Нашего высокопоставленного земляка данный факт ничуть не расстроил. Облачившись в спецовку и каску, Христенко энергичным шагом проследовал на галерею, разделяющую обе половины возводимого цеха ЧТПЗ по производству труб большого диаметра.

Обсудив производственные нюансы с генеральным директором трубопрокатного Александром Федоровым и членом Совета Федерации Андреем Комаровым, министр вышел к прессе.

- Виктор Борисович, на ЧТПЗ вы гость не редкий. Многое ли изменилось с момента последнего посещения?

- В последний раз я был здесь в декабре, стоял на этом же месте. Прошло всего три месяца, а я вижу: картинка совершенно другая. Даже внешне - кругом чистота, радуют глаз красно-бело-золотые тона цеха. Я абсолютно убежден, что в июле объект встанет в строй. Все идет по графику, основное оборудование уже в цехе, технологическая цепочка просматривается. Остаются только монтаж и наладка.

- Кризис сильно повлиял на планы трубников?

- В ходе декабрьского посещения мы констатировали: даже в самую тяжелую фазу кризиса челябинский проект не останавливался. Слава богу, у всех - и у государства, и у собственников, и у инвесторов - хватило мудрости искать и находить варианты решения.

Какая особенность у таких гигантских строек? Их очень легко затормозить, но трудно потом запустить снова. Еще труднее - наверстать упущенное время. Поэтому государство пошло на то, чтобы предоставить свои гарантии под продолжение стройки.

- Насколько значим данный проект в масштабе всей российской экономики?

- Мы с вами находимся на объекте, который станет в 2010 году крупнейшим в нашей трубной отрасли и вообще в российской черной металлургии. Это новый электросварочный цех для труб большого диаметра. Он не случаен, у металлургов есть четкое понимание стратегии собственного развития. Поэтому они начали модернизацию своего оборудования достаточно давно. И сегодня мы видим завершение мощных проектов на самых разных предприятиях, пуск уникального «Стана-5000» на ММК стоит в этом же ряду. Строительство объекта «Высота-239» - естественное продолжение кооперации металлургов. На наших глазах принципиально меняются не только характеристики производимой продукции, но и облик всей отрасли.

Возьмем челябинские трубы. Они теперь могут работать в абсолютно любых средах: и под водой, и над водой, и на земле, и под землей…

- Наряду с челябинским вы упомянули и магнитогорский объект. Простите за наивность, а какой из них круче?

- Я бы так не ставил вопрос. Давайте возьмем любую семью. Кто в семье всех «круче»? Папа с мамой? Дедушка с бабушкой? Дети?.. Понятно, что каждый из них вносит что-то такое, что в совокупности делает данную семью «круче», к примеру, соседской. В этом смысле, все, что происходит сегодня в российской черной металлургии - это звенья одной цепи.

Абсолютно бессмысленно строить «Стан-5000», не имея в виду, что за этой продукцией завтра придут трубники и нефтяники... Главным результатом выстраивания этой цепочки мне видится то, что она работает на пользу всей российской экономики.

- Говоря о некой «соседской семье», вы, вероятно, имели в виду главных конкурентов российских трубников - украинцев?

- С точки зрения технологического уровня, наша трубная отрасль стоит на более высокой ступеньке развития. Украине нужно еще много проинвестировать, чтобы выйти на такое же качество. Но есть всякие «но». И порой эти «но» позволяют украинцам достаточно серьезно давить на наш рынок. Выстраивая ответные меры, мы, по большому счету, защищаем те средства, которые вложены в российские предприятия за последние годы. Вообще-то конкуренция - вещь полезная. Чего не скажешь о конкуренции недобросовестной.

- А что касается конкурентной борьбы с западными производителями труб?

- Если какое-то время назад можно было сетовать, что российские трубники не способны удовлетворить заказчика по тем или иным параметрам (по качеству металла, по толщине стенки, по защите трубы от коррозии), то нынешний год подведет черту под подобными разговорами. То же и по металлургии в целом: магнитогорский «Стан-5000» способен, по сути, делать любой подкат.

- Виктор Борисович, ваше министерство курирует одну из самых раскрученных прессой акций последнего времени - акцию «Новый автомобиль в обмен на автохлам». Не могли бы вы подвести первые итоги программы утилизации старых машин?

- Сейчас в России зарегистрировано 33 миллиона легковых автомобилей. Из них старше десяти лет - более 14 миллионов. Это тот объем парка, который устарел и должен заменяться новым. Понятно, что это гораздо больше сегодняшних возможностей нашего бюджета, мы в состоянии поддержать лишь 200 тысяч автовладельцев. Пока это эксперимент, но не исключено, что подобные схемы вскоре прочно войдут в российский обиход. Прошел всего месяц, а у нас уже 42 тысячи заявок. Это говорит о том, что программа идет, она востребована.

- В последнее время все чаще слышатся заверения, что дно кризиса наша экономика уже прошла…

- Известно, что в кризис промышленность Южного Урала пострадала больше других. Но выход из него действительно наметился. Спрос на продукцию основных отраслей устойчиво идет вверх, растут объемы на предприятиях, выпускающих прокат, сталь... Можно ли с уверенностью утверждать, что это конец кризиса? Я бы не стал делать такие прогнозы.

Много факторов, которые еще могут изменить ситуацию, в России открытая экономика, она подвержена внешнему влиянию. Для поступательного развития нужно, чтобы уверенность в завтрашнем дне вернулась как к инвесторам, так и к простым людям. Думаю, 2010 год в этом плане будет решающим.

VK31226318