Лекарство высоких цен
Челябинская область попала в список четырех регионов России с высоким уровнем цен на медицинские препараты.
На заседание президиума правительства РФ вызвали губернаторов четырех регионов, в которых зафиксирован высокий уровень цен на лекарства. Это Московская, Челябинская и Еврейская автономная области и Ставропольский край. Надо обязательно добиться исполнения уже принятых решений по удержанию роста цен на лекарственные препараты, заявил премьер-министр Владимир Путин. То есть фактически речь шла о введении госрегулирования цен на медикаменты, которые отнесены к категории жизненно важных и необходимых для населения.
Ранее премьер выразил недовольство руководителями регионов, где цены на лекарства превышают все допустимые пределы. Он говорил это на основании данных Минздравсоцразвития.
В конце 2009 года фактические надбавки на медикаменты в вышеназванных регионах уже превышали среднероссийские показатели. В Московской области в четвертом квартале 2009 года они составляли 21 процент, что выше надбавок даже в Москве, в Ставропольском крае - 22, в Челябинской - 29, а в Еврейской автономной области - 31 процент, это самый высокий показатель по РФ.
В январе и феврале после вмешательства правительства торговые надбавки должны были снижаться, но в названных территориях они продолжали расти. В начале апреля на одном из совещаний министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова назвала ряд территорий, где выявлены самые дорогие рецепты на препараты для лечения высокозатратных заболеваний, так называемая госпрограмма «7 назологий». В них снова попали Челябинская область и Еврейская АО. Глава ведомства покритиковала динамику цен в госпиталях и клиниках Южного Урала, которая превышала среднероссийские показатели.
Врач-дерматолог Александр Гуртовой:
- Полгода назад простейший отечественный препарат аскорутин стоил 12 рублей, сейчас - 43 рубля! Церебролизин за три месяца «подскочил» в цене на 30 процентов. Все ангиопротекторы выросли почти вдвое. Удивительно, но быстрее всего растут в цене жизненно необходимые лекарства, без которых пациент просто умрет.
Вчера мы побывали в аптеках Челябинска. Выяснилось, что дороговизна препаратов такова, что старики вынуждены отдавать половину пенсии, около трех тысяч рублей, за лекарства, другую - за коммунальные услуги, в итоге на продукты ничего не остается. Пенсионерка, ветеран труда Нина Никитична Егорова год назад покупала жизненно необходимый набор лекарств за 150 рублей, сейчас она вынуждена приобретать тот же набор за 750 рублей.
- Как мне пенсию добавили, - утверждает она, - так и лекарства сразу выросли, я все чеки храню, могу доказать.
Примеры резко вздорожавших лекарств приводил каждый второй посетитель аптеки.
Сегодня губернатор Петр Сумин спросил у министра здравоохранения Виктора Шепелева: «Как так случилось, что мы попали в «черный список?!» Министр ответил, что в столицу по ошибке отправили старую информацию - тот список цен, который аптеки еще не успели заменить в компьютере.
Вот такое объяснение. На первый взгляд, оно кажется нелогичным. Но если в проблему вглядеться пристальнее, то примерно так и получается. В январе правительство взялось за производителей лекарств и заставило их ужать предельные отпускные цены по максимуму.
Сейчас не допускается продажа лекарств, на которые не зарегистрирована предельная отпускная цена производителя. Таких, с предельными ценами, в перечне Росздравнадзора около шести тысяч, последнее обновление на сайте датировано 31 марта, и список еще будет шириться. А аптечные сети по инерции распродавали еще старые запасы по более высоким ценам - кто же добровольно откажется от части прибыли. И, разумеется, дело дошло до «окриков» сверху.
Александр Селютин, руководитель Федеральной службы по надзору в здравоохранении и соцразвитии по Челябинской области:
- Мы проводили мониторинг по аптечным сетям, было превышение максимально возможных цен в Магнитогорском аптечном объединении, в сети аптек «Гран». В ряде аптек есть препараты, которые не прошли регистрацию, они не имеют права продавать их, есть препараты, где цена выше нынешней отпускной, их нужно возвращать производителю или уничтожать, что тоже чревато расходами.
Основной этап регистрации предельно отпускных цен завершился 1 апреля, говорят в федеральной службе, теперь на новые закупки сетям придется делать торговую надбавку не более 40 процентов. Мало того, любой посетитель аптеки может потребовать тот самый прайс-лист с перечнем максимально возможных цен и самостоятельно сличить, нарушает ли аптека механизм ценообразования, установленный чуть ли не лично премьером. А с 14 апреля управление Федеральной службы по надзору в здравоохранении и соцразвитии по Челябинской области сможет уже наказывать аптеки и сети за максимально высокие цены вплоть до штрафных санкций и приостановки действия лицензий.
Валентина Мосина, начальник управления лекарственного обеспечения и медицинской техники минздрава области:
- В начале апреля в области специалисты Росздравнадзора выявили лекарственные средства, цены на которые превышали предельные розничные. Этот анализ цен проводился в ряде частных, муниципальных и государственных аптечных организаций. Среди государственных только на одном аптечном предприятии было зафиксировано превышение цен. Причины, по которым допущена такая ситуация, выяснены, приняты необходимые меры.
На президиуме правительства отчитываться за наш регион пришлось вице-губернатору Евгению Редину. Сегодня вечером он сообщил нам, что доклад о мерах, которые область собирается предпринимать (мониторить ситуацию, контролировать и жестко наказывать провинившихся), был выслушан премьер-министром с большим вниманием. Дополнительных вопросов не последовало.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве