Цеха опечатаны, рабочие - за забором
В пригороде Чебаркуля некогда благополучно работал комплекс предприятий. Имели свой карьер и асфальтовый завод, строили дороги. Выпускали продукцию для строительных организаций, производили запчасти для автопрома. Всего здесь трудились более трехсот человек.
В 2006 году между партнерами-учредителями разгорелся конфликт. Взаимные претензии, замешанные на имущественных притязаниях, упреках в недружественном поглощении, запутали ситуацию в клубок. Его уже четыре года распутывают правоохранительные органы и суды, но конца-края не видно. И вот, новый конфликт: 14 мая на предприятии произошло то, что одна сторона называет рейдерским захватом, другая - вхождением в законные владения. В центре скандала оказались ЗАО «Завод «Металлист» (генеральный директор Геннадий Прытков) и ООО «Звезда» (директор Ильяс Садыков).
В результате майского ЧП за забором предприятия остались 62 рабочих (преимущественно, с ООО «Звезда») - их просто не пускают на территорию.
Вот что рассказал Андрей К., пожелавший остаться неузнанным:
- В течение трех недель вынужденного «отдыха» мы несколько раз собирались у ворот предприятия, но нас не впускают. Пусть акционеры выясняют отношения в судах, а нам не мешают работать. Они «бодаются», а страдаем мы.
В день, когда я посетила предприятие, площадь перед воротами проходной была пуста. Но еще вчера сюда приходили рабочие, в том числе, водитель "КАМАЗа" Юрий Балакирев. Сегодня он обратился в офис ЗАО «Завод Металлист» с просьбой предоставить в аренду машину, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Рассказывает неохотно:
- Работал на одном предприятии. Потом нам предложили написать заявление о переходе в другое, позже - в третье. Объясняли, что это необходимо в связи с реорганизацией. В итоге вообще стал безработным. Приходили к воротам, скандировали: «Работу! Работу!» Но так и остались за забором родного предприятия. Да что там говорить, мы оказались между двух огней!
Водитель со слезами на глазах покидает контору. Как рассказал главный инженер автодорожной службы Анатолий Манаков, Юрий проработал у них около семи лет. Семейный, живут на съемной квартире, семью кормить нечем. Временная подработка - единственный способ выжить, однако водитель опасается, что получив работу в ЗАО «Завод «Металлист», накличет на себя недовольство тех, кто с этим предприятием судится. Привел главный инженер и такой пример: у водителя Степанова месяц назад родился второй ребенок, а папа, единственный кормилец в семье, ныне безработный. Зимой, когда не было работы, они уже голодали. Несколько десятков человек попали в трудную ситуацию, выживать пытаются кто как может. В автодорожной службе в лучшие времена работали сто человек, осталось двенадцать: кто «перетек» в «конкурентам», кто уволился. А в «Металлисте», где нуждаются в ста работниках, их только десять.
Как на чрезвычайную ситуацию реагирует городская власть, рассказал заместитель главы по социальным вопросам Владимир Гура:
- Обе стороны не правы. Руководству ГОВД поручили дать правовую оценку произошедшему 14 мая. На заседании антикризисной комиссии рассмотрели заявку ООО «Звезда» на продолжение участия в областной целевой программе «Содействие занятости». Для сохранения трудового коллектива через центр занятости предполагается выделить один миллион сто тысяч рублей. Однако решили на пару недель взять тайм-аут - до заключения правовой экспертизы.
Так почему рабочих не пускают на территорию, намерены ли «спорщики» помочь работникам, оставшимся без заработка не по своей воле?
- Не пускает людей Прытков, - излагает свою точку зрения Ильяс Садыков. - Главный путь трудоустройства коллектива - восстановление работоспособности предприятия. Предложение центра занятости о постановке людей на учет - это уход от решения конфликта, перекладывание забот на федеральный центр. Местным властям надо уйти от декларирования помощи малому и среднему бизнесу и конкретно решать проблему.
- Сейчас впускать людей некуда, цеха опечатаны, - говорит Геннадий Прытков. - Проведем инвентаризацию, дождемся ответа из правоохранительных органов, тогда и займемся вплотную набором людей. Пока принял нескольких водителей. Сегодня попросил в центре занятости составить списки оставшихся без работы, если те захотят, будем оформлять документы для постановки на очередь.
Три вопроса остаются без ответа: насколько затянется тайм-аут, переживут ли его, а заодно и нескорую инвентаризацию, голодные рабочие, и можно ли в случае возвращения нормально работать и заработать на разоренной за время споров территории?
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве